контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Основатель Rozetka.ua Владислав Чечеткин: Сегодня мы – нечто среднее между интернет-магазином и маркетплейсом  

31.07.2017 в 13:13
Основатель Rozetka.ua Владислав Чечеткин: Сегодня мы – нечто среднее между интернет-магазином и маркетплейсом

Владислав Чечеткин, основатель и владелец крупнейшего в Украине интернет-магазина Rozetka.ua, рассказал о развитии своего портала, проблемах Украины и вмешательстве властей в работу бизнеса.

В интервью для RAU Владислав Чечеткин рассказал о том, как развивается и в каком направлении движется интернет-магазин, темпах роста и ближайших перспективах e-commerce, главных конкурентах и «убийце Розетки» — портале 27.ua, а также о том, как под предлогом борьбы с контрафактом пытаются взять под контроль каналы сбыта в Украине.

— Rozetka.ua начиналась как интернет-магазин, но со временем стала двигаться в сторону маркетплейса. Какое позиционирование у вас сейчас?

— Сейчас Rozetka – это нечто среднее между интернет-магазином и маркетплейсом. В общем-то, мы идем по пути Amazon. Этот путь выбран довольно давно, по большому счету — с первых дней появления Rozetka.

Конечно, Amazon играет в совершенно другой лиге, но позиционирование у нас примерно такое же — мы пытаемся предложить клиентам максимальное количество товаров в одном месте.

— Какую долю товаров Rozetka продает как маркетплейс, а какую — как интернет-магазин?

— Этот вопрос нужно разделять на несколько составляющих. Прежде всего: чей товар мы продаем: наш или нет. Если это товар поставщика, то и здесь есть разные схемы. Есть случаи, когда мы к этому товару вообще не прикасаемся руками, а есть  — когда товар поставщика лежит на нашем складе, мы его обрабатываем, а доставляет Нова Пошта. И есть вариант, когда мы только даем клиента и контролируем, чтобы его не обманули и доставили тот товар, за который он заплатил.

— Если говорить о собственном товаре, какая его доля?

— Пока превалирующая, но она снижается. Сейчас около 60%. Мы достигли определенного предела насыщения в собственном товаре и дальше расширяем ассортимент.

— В прошлом году вы приобрели большой складской комплекс под Киевом. Для чего?

— Это продолжение движения в сторону маркетплейса, расчет на рост экономики Украины и бизнеса Rozetka.

— Рынок e—commerce становится все более конкурентным. Быстро растут новые маркетплейсы группы EVO и modnaKasta, в онлайн идут многие офлайн-ритейлеры. Доля Rozetka на украинском рынке при этом снижается?

— Доля Rozetka на рынке всего e-commerce снижается. Но доля в категориях, где Rozetka традиционно сильна, практически неизменна или снижается очень незначительно.

— Какие категории товаров у вас растут быстрее всего?

— Больше всего растут новые категории, потому что они растут от нуля до 100, а не от 100 до 1000. Если же говорить про объективные цифры, то, у нас растут электроника и бытовая техника, товары для дома, товары для детей, одежда – это четыре основные категории.

— В прошлом году вы также запустили продажу медицинских препаратов. Довольны товарооборотом в этой категории?

— Скажем так, нам есть над чем работать в этом направлении. Здесь не все зависит от нас, потому что сфера зарегулирована государством, в том числе существует запрет на электронную торговлю многими товарами этой группы.Мы пытаемся, не нарушая закон, предложить клиентам хороший выбор.

В целом, пока еще рано говорить о каких-то результатах, ведь прошло всего полгода – это очень мало времени.

 — По оценкам Нова Пошта украинский e—commerce растет на 30-35% в год. Рост Rozetka сравним со среднерыночным?

— Мы растем немного быстрее.

— Украинские ритейлеры все активнее движутся в онлайн. Сейчас омниканальную модель продаж внедряют не только продавцы электроники, но и fashion— и FMCG-ритейл. Вы чувствуете давление с их стороны?

— Самое большое давление связано не с конкуренцией, а ограничениями доступа к товарам, а также установлением рекомендованных розничных цен. Это две самые большие угрозы. Наши конкуренты пытаются использовать неконкурентные преимущества, лоббируя какие-то законодательные ограничения для e-commerce.

— Кого Rozetka считает своим главным конкурентом на украинском рынке?

— Нет одной компании. Конкурент есть в каждой отдельной категории товара, который продает больше или меньше нас в той или иной группе.

— Когда запускался интернет-магазин Эпицентра — 27.ua — его называли «убийцей Rozetka». Этот проект несет какую-либо угрозу для вас?

— Говорить, что он не несет угрозу, нельзя, потому что это расслабляет и не позволяет быть в тонусе. Эпицентр – очень большой ритейлер со значительными финансовыми возможностями и большими амбициями, поэтому может нести угрозу для нас. С другой стороны, за без малого год работы они практически ничего не достигли. Что будет дальше — сложно сказать.

— Какие дальнейшие планы развития Rozetka?

— Мы будем улучшать логистику и бизнес-процессы, очень важный вопрос – это складской комплекс и автоматизация процессов. Также нам катастрофически не хватает людей. Основные планы – решение проблемы нехватки персонала, работа над повышением производительности труда, а также оптимизация и автоматизация логистики.

Параллельно с этим у нас будет активно расширяться ассортимент. Также будут появляться дополнительные услуги, которых сейчас нет.

— Rozetka – один из наиболее успешных бизнес-проектов за годы независимой Украины. Вы не думали о том, чтобы развивать еще какие-то проекты?

— Нет. На другие проекты у меня просто нет времени.

— Не так давно вы выступили с резкой критикой законопроекта 5419, который предполагает введение национального принципа исчерпания прав. Что подразумевает этот принцип и чем вызвана такая реакция?

— Этот принцип подразумевает, что без официального разрешения производителя товара или его представителя никто не имеет права ввозить их товар в страну. С помощью этого закона можно полностью контролировать каналы сбыта внутри страны. По большому счету — контролировать тех, кто возит товар и тех, кто продает этот товар.

— Хоть в каких-то странах применяется национальный принцип?

— Национальный принцип применяется в ЮАР, Бразилии и России. Однако большинство цивилизованных стран, к примеру, США, Япония, Швейцария, Канада, придерживается международного принципа исчерпания прав, который означает, что если вендор изготовил и продал свой продукт кому-либо, то в дальнейшем он уже не может на него претендовать и не может ограничивать свободу перемещения товара или его перепродажу кому-либо. А тем более — влиять на цену этого товара. В Европе и вовсе используют региональный принцип и во всех странах Евросоюза товар распространяется абсолютно беспрепятственно.

— Сторонники этого законопроекта утверждают, что он позволит бороться с серым рынком…

— Это передергивание. Если закон направлен на борьбу с контрабандой, это означает, что весь тот товар, который поступает в Украину вне пунктов пограничного контроля или при поддержке таможенников, после принятия закона в страну попадать не будет. То есть таможенники перестанут брать взятки, а дырки на границе и «челноки» перестанут существовать. Но надеяться на это – абсурд, потому что контрабандисты не читают законов.

Источник – All Retail
Распечатать