контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

NOVUS franchise

Глава Danone в Украине: Наша доля на украинском рынке сегодня превышает 20%  

14.11.2017 в 21:24
Глава Danone в Украине: Наша доля на украинском рынке сегодня превышает 20%

1 августа 2017 году молочный бизнес Danone возглавила Натали Алькер (Nathalie Alquier), которая имеет огромный опыт работы в международных компаниях на разных рынках. Дело первым пообщалось с новым главой Danone и выяснило, что сейчас происходит на отечественном молочным рынке и какие перспективы его развития.

Натали, у вас большой управленческий опыт в международных компаниях. Кратко расскажите, где вы работали до Украины.

Я начала свою карьеру более 25 лет назад в компании Palmolive. Последние 18 лет я работаю в Danone. Занимала позицию генерального директора в подразделении газированных напитков, которое тогда по масштабам было аналогично украинскому бизнесу. Затем я стала вице-президентом по качеству и охране окружающей среды в глобальном подразделении производства молочных продуктов в Париже. Вскоре я получила новое назначение и стала вице-президентом по ускорению роста молочного бизнеса в европейском регионе. На этой позиции я занималась стратегическим планированием проектов по росту бизнеса. И вот в августе текущего года я была официально назначена главой бизнеса Danone в Украине. Окончательно переехала в Киев только в сентябре — октябре.

То есть, вы где-то чуть больше месяца в Украине. Какие первые впечатления?

Очень позитивные. Очень нравится город. Киев мне кажется удобным для жизни, безопасным, тихим и приятным. Ну и, конечно, приятно удивил профессиональный уровень команды в Украине.

Какие главные цели/вызовы вы видите на новом посту?

Прежде всего, дальнейшее развитие молочного бизнеса в Украине. Украинское подразделение Danone — одно из самых быстрорастущих бизнес-единиц в структуре компании, это целый "мир возможностей". Более того, по последним данным наблюдается рост индекса потребительского доверия украинцев, что напрямую связано с их желанием и готовностью тратить деньги. Но потребители по-прежнему очень чувствительны к цене, поэтому продукт должен иметь "справедливую" цену.

Вы вероятно уже знакомы с цифрами по отрасли и компании в Украине. Что происходит с производством молочной продукции в Украине?

Зависит от категории. В сегменте традиционных молочных продуктов объемы незначительно снижаются в кг и растут в деньгах. В категории современных молочных продуктов рынок растет и в объеме, и в деньгах. Позитивная динамика наблюдается в категории детских продуктов. Рост на 12% в современной рознице в категории молочных продуктов для детей явно демонстрирует тот факт, что люди готовы платить за высокое качество продуктов для ребенка.

Незначительно снижение это сколько? Где-то 1-2%?

Да, точный процент зависит от конкретной категории.

Рост в деньгах говорит больше о росте цен, нежели о росте потребления. Насколько выросли цены?

Среднерыночная цена на молочную продукцию в 2014 году увеличилась на 11%, в 2015 — на 29%, в 2016 — на 14%.

За 10 месяцев 2017 года цены выросли на 20%. Такой рост был вызван удорожанием молочного сырья.

Вы упомянули, что производство в натуральном выражении за год снизилось где-то на 1%. Можно ли сказать, что "дно" пройдено, и рынок будет понемногу наращивать производство?

Мы видим признаки стабилизации ситуации. Но дальнейшее развитие событий во многом зависит от стоимости молочного сырья. Так как мы не производим молоко сами, а закупаем у поставщиков.

Вы также указали, что производство "современных" молочных продуктов растет как в деньгах, так и в объемах. Можно ли говорить, что украинцы готовы платить больше за инновационные продукты?

Да, особенно это актуально для жителей больших городов, миллениалов, которые ведут активный образ жизни и зачастую перекусывают "на ходу". Это в первую очередь касается категории питьевых йогуртов.

Можете выделить категории молочных продуктов, потребление которых растет, несмотря на кризис, кроме детского питания, о котором мы говорили ранее.

Питьевые йогурты и творог в современной упаковке демонстрируют рост.

А какие категории падают?

Молоко.

У компании Danone в Украине два завода: в Херсоне и Кременчуге. Можете уточнить загруженность производственных мощностей?

Да, у нас два завода, каждый из которых имеет свою специализацию. Так, в Кременчуге у нас в основном производится традиционные продукты: молоко, кефир, творог, а в Херсоне — такие "современные" продукты, как ложковые и питьевые йогурты. Конечно, у нас есть куда расти, ведь до 2014 года объемы производства были выше, чем сейчас.

Возвращаясь к вопросу молочного сырья. Какое сейчас соотношение по компании так называемого молока от населения и молока, произведенного на фермах?

Не все молоко от населения мы можем использовать при производстве молочной продукции. Сырье должно соответствовать нашим стандартам качества, которые могут обеспечить только хорошо оборудованные крупные фермы или фермы среднего размера. Мы также вовлечены в развитие небольших семейных хозяйств, которым мы помогаем с обучением и закупкой необходимого оборудования. На сегодняшний день мы работаем с 27 семейными фермами.

У компании очень интересный проект в Западной Украине по выращиванию клубники. На каком он сейчас этапе? Есть ли планы делать что-то подобное в других регионах Украины?

Клубника — важный для нас продукт, ведь это самая популярная добавка в йогуртах. Западная Украина — идеальное место для ее выращивания. В конце года мы будем подводить итоги первого этапа развития этого проекта и решать, что делать дальше: или наращивать гектары в рамках текущего проекта, или запускать новые. В любом случае существующий проект — это рабочая бизнес-модель.

Не думали о другой ягоде, к примеру, малине. Сейчас очень востребованная ягода, объемы экспорта которой за рубеж растут.

Потенциально это хорошая идея. Но повторюсь, мы хотим сейчас оценить результаты первого этапа клубничного проекта и решить, как мы развиваемся дальше.

Можете ли уточнить объем инвестиций в 2017 году. Планируется ли рост в следующем?

Мы планомерно инвестируем в наши заводы, но масштабных инвестиций в этом и следующем году не планируем, поскольку у нас уже достаточно много линий, плюс не так давно мы запустили новое производство детских продуктов. Во что мы инвестируем, так это в новую упаковку, разработку инновационных идей, в повышение качества.

Какая доля импорта в вашей продуктовой линейке? Экспортируете ли продукты за рубеж?

Мы ориентированы на локальный рынок и на локальное производство. Доля импорта составляет менее 3%. Мы импортируем только то, что не можем производить в Украине, ввиду отсутствия производственных возможностей. Это касается Actimel, ведь этот продукт очень специфический. У нас есть огромный завод в Бельгии, который производит Actimel для европейского рынка, в том числе и для Украины.

Что касается экспорта, мы уже осуществляем поставки в Эмираты и Молдову. Продуктовые линейки в этих странах не так широки, как в Украине, поэтому мы можем предложить продукты, которые востребованы, но не производятся на этих рынках.

В Эмираты мы поставляем традиционные молочные продукты — творог и сметану. В Молдову — йогурты.

Вероятно, объемы экспорта небольшие?

Да, порядка 0,25% от общего объема продаж. Но мы намерены увеличивать долю поставок за рубеж.

Увеличить в два раза?

Как минимум. Наши заводы в Украине очень конкурентные с точки зрения качества продукции.

Мы сейчас ведем переговоры с Беларусью, Казахстаном и Грузией. Но это достаточно длительный процесс.

Какие продукты интересны для этих рынков?

Все индивидуально. К примеру, Беларусь заинтересована в современных продуктах, например, drink`n`go — это уникальный формат, которого нет на других рынках (упаковка в виде кофейного стаканчика с крышкой — ред.). Он был разработан в Украине.

Когда могут начаться поставки в Беларусь, Казахстан и Грузию. Это вопрос года?

Возможно и быстрее. Все зависит от локальных властей. Мы начали переговоры, на данный момент сложно сказать, сколько они могут занять времени.

Нужно ли для старта экспорта на указанные рынки получать дополнительные разрешения?

Каждая страна имеет свои собственные требования. Нередко эти требования включают приезд представителей страны на наши предприятия. Все индивидуально. В любом случае мы открыты к новым возможностям, поскольку наше производство сертифицировано по международным стандартам.

Натали, вы долго работали в Европе. Как думаете, есть ли перспективы у украинских производителей молочной продукции в ЕС?

Европейский молочный рынок очень развитый с огромным количеством предприятий и крайне широкой линейкой продуктов. Пока у нас не было запросов от западных подразделений нашей компании. Но в теории мы можем экспортировать. Наш херсонский завод "Данон-Днепр" получил разрешение на экспорт в ЕС.

У Danone как международной компании большой портфель брендов в мире. Нет ли планов начать производить в Украине продукцию под брендом, которого раньше на нашем рынке не было?

По моему мнению, на украинском рынке оптимальная продуктовая линейка: с одной стороны — международные бренды, например Activia и Actimel, а с другой — локальные, например "Живинка" или "Простоквашино". В ближайшем будущем мы не планируем запуск новых брендов.

Есть ли планы по расширению существующей линейки товаров?

У нас есть некие козыри в кармане (смеется). Это не новые бренды, скорее, выход в новые сегменты.

Как вы видите дальнейшее развитие молочного рынка в Украине? Есть какие-то ожидания по следующему году?

Мы видим перспективы развития локального украинского рынка. Будут развиваться современные каналы продаж, а традиционные рынки будут продолжать падать. По сравнению с 2008 годом, доля этого канала продаж уже упала в два раза. Это означает, что растет количество людей, которые отдают предпочтение покупкам в супермаркетах, а не на базарах.

Вместе с тем, учитывая экономические реалии Украины, можно спрогнозировать дальнейший рост цен на продукты питания, в том числе молочные. Если не будет резкого роста инфляции, то мы ожидаем рост в объемах продаж. Многое буде зависит от цен на сырое молоко.

Планируете ли рост своей рыночной доли?

Мы номер один на рынке с долей в 20,2%. Это данные за последние 12 месяцев. И, конечно же, мы хотим нарастить долю на рынке. И видим реальные возможности для этого.

Источник – All Retail
Распечатать