контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Гендиректор "АТБ": "Товарооборот нашей сети в 2017 году вырос на 37%"  

13.12.2017 в 13:53
Гендиректор "АТБ": "Товарооборот нашей сети в 2017 году вырос на 37%"
Борис Марков

Генеральный директор корпорации "АТБ" Борис Марков рассказал в интервью агентству «Интерфакс-Украина» о результатах деятельности ритейлера и планах на ближайшие годы. 

Поделитесь, пожалуйста, собственным видением развития продуктового ритейла в Украине.

На рынке наблюдается активное перераспределение доли сетевой и несетевой розницы. По разным экспертным оценкам, доля организованной розничной торговли на сегодня составляет около 50%, остальная часть продаж осуществляется через локальные торговые точки. Пока жесткого противостояния между игроками розничной торговли нет, но это перспектива ближайших пяти лет.

Расскажите о результатах деятельности сети "АТБ" в 2017 году.

По предварительным прогнозам, общая сумма  отчислений налогов и сборов группы компаний "АТБ" в 2017 году составит более чем 6,3 млрд грн – это на 15% больше чем в 2016 году. Товарооборот торговой сети "АТБ", по прогнозам, составит около 80,2 млрд грн с НДС, что на 37% больше показателей 2016 года. Кроме того, как и годом ранее, наша корпорация заняла топовые позиции в рейтинге компаний, создающих наибольшее количество рабочих мест – более 7 тыс. новых рабочих мест в 2017 году. Таким образом, по состоянию на начало декабря штат корпорации "АТБ" насчитывает около 58 тыс. сотрудников

Сколько новых магазинов пополнят в 2017 году сеть "АТБ"?

По состоянию на начало декабря торговая сеть "АТБ" насчитывает 899 магазинов. В планах компании – к концу 2017 года открыть еще как минимум 15 магазинов торговой сети. Рассчитываем, что к концу года торговая сеть составить 914 объектов, соответственно, за год будет открыто 82 новых магазина.

В этом году компания приобрела два складских комплекса для обеспечения потребностей сети "АТБ". Сколько средств потребуется на их реконструкцию?

Логистический парк "Копылов" в Киевской области кардинально отличается от объекта, который мы купили во Львове, в лучшую сторону. Компания намерена инвестировать в приобретенный многофункциональный логистический комплекс во Львове до 200 млн. грн. Эти средства понадобятся на то, чтобы его реконструировать и привести к стандартам категории "А".

Планирует ли компания строить логистический центр в Одессе?

В апреле 2017 года в Одессе уже начал работу арендуемый складской комплекс класса "А". Площадь данного распределительного центра составляет порядка 18 тыс. кв. м., грузооборот – более 310 тонн/сутки. Он обеспечивает текущие потребности торговой сети АТБ в регионе. В планах компании на 2018-2019 годы – приобретение складского комплекса в Одесской области площадью около 35 тыс. кв. м. и мощностью более 1,5 тыс. тонн среднесуточной отгрузки. Складской комплекс необходим для обеспечения, как стратегии развития сети, так и комплексной обработки продукции, поступающей в сеть через Одесский морской порт. Сегодня мы видим дефицит складских помещений в Одесской области, соответствующих нашим требованиям. Поэтому, компания рассматривает более сложный, но более качественный путь – строительство собственного объекта.

Многие поставщики говорят, что зайти на полку "АТБ" очень сложно. Рассматриваете ли возможность упрощения формата сотрудничества по поставкам?

Требования компании к поставщикам по качеству предлагаемого товара будут не упрощаться, а только повышаться, и при этом существенно. С прошлого года компания активно внедряет систему безопасности пищевой продукции по международному стандарту ISO 22000:2005, в котором лежат принципы НАССР. Что касается объемов и частоты поставки — безусловно, с компанией непросто работать. Однако это вынужденная мера. Поскольку у нас системный бизнес, с достаточно развитой региональной структурой распределительных центров, компания зарабатывает не на марже, а на быстром товарообороте. Именно этим объясняется наличие ограничений по запасам в магазинах. Компания не может позволить себе работать с теми поставщиками, товар которых не будет продаваться. Приходится отбирать только самый востребованный и ликвидный товар.

Есть также следующие причины, по которым поставщику не просто попасть на полку нашей торговой сети. Во-первых, формат дискаунтера, который четко определяет количество представленного в нем ассортимента продукции. Во-вторых, высокая конкуренция за место на полке в нашей сети. Новый производитель должен доказать, что он будет продаваться не хуже, а даже лучше, чем его конкурент.

С другой стороны, с учетом расширения географии, развития торговой сети в новых регионах, компания пересматривает свой подход к формированию регионального ассортимента. Планируется создавать определенные преференции для региональных поставщиков, в первую очередь таких групп товаров, как овощи, фрукты, молочная, рыбная, мясная продукция.

 У вашей корпорации есть собственное производство, зачем оно компании, которая  занимается в основном торговлей?

Так сложилось исторически. Корпорации "АТБ" принадлежит кондитерская фабрика "Квітень" и мясная фабрика "Фаворит Плюс", которые продолжают активно наращивать свою долю на рынке Украины.

По результатам работы за 9 мес. 2017 года, кондитерская фабрика "Квітень" реализовала более 5,5 тыс. тонн кондитерских изделий и около 99,6 тыс. тонн фасованной продукции. К концу 2017 года прогнозируется объем реализации продукции в 7,5 тыс. тонн, что составит 2,04% всего кондитерского рынка Украины.

"Фаворит Плюс" – лидер мясоперерабатывающей отрасли по объемам производства и один их крупнейших в стране импортеров мяса. Фабрика также получила разрешение на поставки своей продукции в ЕС.

Вы рассматривали возможность приобретения других производственных мощностей?

Ранее мы активно изучали такую возможность, но потом решили сконцентрироваться на сетевой рознице и отказались от развития других видов производства.

Продукция, которую производит "Фаворит Плюс" реализуется только в сети "АТБ"?

Нет, она продается и по другим каналам, но ключевой покупатель – корпорация "АТБ", которая приобретает примерно 80% всего производства.

А по кондитерским изделиям такая же ситуация?

Кондитерская фабрика занимается двумя направлениями: непосредственно производством кондитерских изделий, а также направлением фасовки. Практически 100% продукции кондитерской фабрики идет в магазины "АТБ".

Вы изучали возможность экспортных поставок с ваших предприятий?

Да, изучали, и компания может это делать. Однако этот вопрос не на ближайшую перспективу. На сегодня, мощностей предприятий пока недостаточно для удовлетворения потребностей, как самой торговой сети, так и покупателей на внутреннем рынке. Для возможности экспорта мы планируем расширение производственных мощностей по мясопереработке в следующем году до 250 тонн в сутки, с 200 тонн в нынешнем. Это будет реализовываться за счет внутренних источников финансирования.

Какие объемы инвестиций запланированы по предприятиям в 2018 году?

В планах кондитерской фабрики "Квитень" – приобретение современного оборудования для фасовки кофе и пакетированного чая, изготовления круасанов. Объем инвестиций составит около 20 млн грн.

Мясная фабрика "Фаворит плюс" планирует установить и ввести в эксплуатацию современные линии для производства мясоколбасных изделий от ведущих европейских производителей. Объем запланированных инвестиций на модернизацию и развитие составит порядка 10 млн грн.

Какие планы компании по развитию товаров под СТМ?

На сегодняшний день товары СТМ представлены практически во всех товарных категориях. Доля СТМ в ассортименте занимает более 23%. В планах компании "АТБ-маркет" развитие СТМ с основным акцентом на инновационные товары в категории "Фреш". Сейчас активно развивается собственная торговая марка "Спецзамовлення АТБ". В ее ассортименте представлены молочные продукты от фермерских хозяйств из молока высшего сорта, колбасные изделия, изготовленные по ГОСТ, натуральное сгущенное молоко.  На 2018 год запланировано расширение ассортимента "Спецзамовлення АТБ", а также выпуск новых товаров под СТМ. Приоритетным направлением является выпуск качественных товаров для здорового питания – без содержания пальмового масла, вредных красителей, пищевых добавок и консервантов.

Вырастет ли доля собственных торговых марок в общем обороте компании в ближайший год?

Я думаю, что к концу 2018 года доля вырастет до 25% от общего товарооборота торговой сети.

Какая стоимость входа на вашу полку?

У нас нет стоимости входа на полку как таковой. Товар, который не пользуется спросом, компания никогда не возьмет на полку в магазине. Для каждого конкретного предложения предусмотрена определенная процедура, связанная с проведением эксперимента – тестированием товара для выявления его уровня продаваемости. Такая процедура для поставщиков – платная. Полученные от проведенного эксперимента средства не являются источником дохода компании, а лишь обеспечивают его администрирование. В результате проведения подобных экспериментов, определяется потенциал товара, его рейтинг в соответствующей категории

Как проходят тендеры по отбору поставщиков?

У компании есть собственная электронная торговая площадка, где проходящие тендеры строго контролируются.

Какую долю продукции компания импортирует?

Мы импортируем продукцию из нескольких стран. В основном это товары, которые не производятся в Украине. Я говорю об определенных видах овощей и фруктов,  разных видов грибов. Доля импортных товаров в общих продажах небольшая – до 5%, в ближайшем будущем она может вырасти, но революции там не будет.

После подписания зоны свободной торговли с ЕС стало легче работать с импортерами, но это далеко не "зеленый коридор", который мы хотели бы видеть. Пока мы сами ищем поставщиков в ЕС.

АТБ работает с Китаем?

Да, безусловно, и много лет. Мы никогда не пытали иллюзий в отношении того, что европейские поставщики смогут заменить китайские товары. Мы являлись пионерами в прямом импорте непродуктовой группы из Китая в Украину. Это так называемые товары временного ассортимента, когда 50-60 позиций каждую неделю меняются. Это позволяет максимально удовлетворить спрос покупателя по минимально возможным ценам. Корпорация считает это направление очень перспективным и активно его развивает на протяжении последних 5-7 лет, являясь безусловным лидером в Украине.

Корпорация пыталась выйти на рынок Китая с собственной продукцией?

Ни одно из предприятий корпорации не занималось прямым экспортом брендированных товаров, или товаров  собственного производства на рынки Китая. Что касается возможности таких перспектив – никогда не говори никогда.

Экспансию на другие рынки с торговыми точками не рассматриваете?

В перспективе ближайших лет таких планов у нас нет.

Можете прокомментировать информацию о недавней продаже крымской сети магазинов "Продукты у дома".

Предприятие "АТБ-маркет", управляющее торговой сетью "АТБ", прекратило операционную деятельность на территории полуострова Крым с середины 2014 года. На сегодняшний день не существует активов, принадлежащих корпорации "АТБ" на крымском полуострове.

Корпорация привлекает внешние средства для развития?

Нет, на сегодня долг корпорации равен нулю. Мы не выпускаем облигации, не привлекаем кредиты. Как и другие участники рынка, мы, безусловно, привлекаем какие-то товарные кредиты от поставщиков, но речь не идет о больших суммах.

Как изменилась стоимость аренды торговых помещений, в которых вы работаете, за последние 2-3 года?

Мы заключаем договора аренды с фиксированными арендными ставками на свои торговые площади минимум на 10 лет. Сегодняшний рынок уже адаптировался к тому, что валютной привязки при заключении подобных сделок уже нет, а в подавляющем большинстве есть привязка к национальной валюте и ее ежегодная индексация на уровень инфляции.

Есть ли у вашей компания кадровые проблемы? Ощущаете ли вы отток кадров в связи с введением безвизового режима с ЕС?

По мнению многих экспертов и по нашим наблюдениям, кадровая проблема существует у всей отрасли, и мы ожидаем лишь ее усугубления. Пока единственным решением этой проблемы является увеличение уровня оплаты труда. За последний период, наша компания суммарно увеличила доход персонала в магазинах торговой сети "АТБ" до 50%. Безусловно, не только наша компания, но и вся отрасль будет вынуждена повышать этот показатель, пока он не выйдет на какой-то баланс хотя бы по сравнению со странами ближнего зарубежья – Польшей, Чехией, Прибалтикой и т.д.

Насколько своевременным для отрасли является принятие закона о внутренней торговле?

За всю историю Украины было несколько попыток принять закон, регулирующий внутреннюю торговлю. В большинстве случаев, такого рода законодательные инициативы носили абсолютно популистский характер, имея под собой откровенные попытки со стороны производителей пролоббировать собственные интересы. Но как показывает мировая практика – заставить торговые сети брать товар, который не имеет спроса у покупателя, или товар, на невыгодных для торговой сети условиях – невозможно. Лучший регулятор рынка в данном случае – честные и прозрачные рыночные условия.

Источник – All Retail
Распечатать