контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Владислав Чечеткин: Наша стратегия – продавать абсолютно все  

14.08.2018 в 09:37
Владислав Чечеткин: Наша стратегия – продавать абсолютно все

9 августа основатель крупнейшего в Украине интернет-ритейлера Rozetka.ua Владислав Чечеткин написал на своей странице в Facebook, что его компания планирует объединиться с EVO (управляет маркетплейсом Prom.ua и еще рядом интернет-компаний). «Розетка» выкупит долю концерна Naspers в EVO, а украинские акционеры компании Николай Палиенко, Тарас Мурашко и Денис Горовой получат доли в объединенном бизнесе. По информации AIN.UA, сумма сделки составит $12-15 млн. Правда, есть одно препятствие – объединение сначала должен одобрить Антимонопольный комитет.

В интервью K750 Владислав Чечеткин рассказал, для чего компаниям объединяться, когда ожидать решения АМКУ и действительно ли объединенную компанию готовят для продажи Amazon.

Для чего «Розетке» и EVO объединяться? В чем будет проявляться синергия?

Первый и очевидный эффект – мелкому и среднему бизнесу станет проще выходить со своими товарами на «Розетку». Второе – мы сможем расширить предложения для покупателей. У нас есть цель – продавать «геть усе». И с помощью тысяч новых предпринимателей на «Розетке» мы это «геть усе» начнем продавать гораздо быстрее, чем сами. Это два основных преимущества, от которых выиграет «Розетка».

В чем выиграет EVO? У Prom.ua после сделки будет более интересная позиция, как у площадки для продажи товаров. Плюс будет определенный синергетический эффект в разработке, в IT-части, маркетинговых акциях и так далее.

Значит, «Розетка» будет и дальше двигаться в сторону маркетплейса?

Повторюсь, наша стратегия – продавать абсолютно все. Но есть проблема – продавать все собственными силами невозможно. Потому и появился маркетплейс. И объединение с EVO в эту нашу стратегию хорошо вписывается.

Какова сейчас доля маркетплейса в обороте «Розетки»?

В мае это было 28% в уникальных товарах. Сколько сегодня – сказать не готов.

Как оцениваете шансы на позитивное решение АМКУ?

Не могу ответить. Мы вообще считали, что получим разрешение по ускоренной процедуре. После мы перешли в обычную, а теперь в усложненную – назовем ее так.

Но вы сами видите больше оснований для позитивного или негативного решения?

Скажу немного иначе. Украинские компании обычно не занимаются тем, что ходят в Антимонопольный комитет перед M&A-сделками. В худшем случае, если АМКУ дойдет до вашей сделки и выяснит, что вы нарушили закон, то он постфактум накладывает на компанию штраф в 250 000 гривен – и все.

Что касается нас, то юридически мы – компания с американскими партнерами-совладельцами, потому действуем в строгом соответствии с процедурами. Ходим в АМКУ в каждом случае – например, мы должны получать разрешение даже на покупку недвижимости.

Мое личное мнение – до монополии нам очень далеко. Да и вообще – в чем может возникнуть монополия? На каком именно рынке? Как может быть у кого-то монополия в украинском интернете, если тут есть Google, Facebook, Instagram, Ebay, Alibaba и все остальные?

Может, украинский рынок e-commerce?

Согласно Закону Украины «Об электронной коммерции», e-commerce не включает в себя понятие маркетплейса. Да и с точки зрения Европейской комиссии, маркетплейс – это рекламные услуги. А на рынке рекламных услуг что «Розетка», что Prom.ua – вошь на фоне Google.

Когда вы ожидаете решения Антимонопольного комитета?

По закону оно должно быть вынесено в течение трех месяцев. Но у АМКУ, во-первых, есть возможность не разрешить сделку, во-вторых, продлить расследование. На самом деле, мы планировали эту сделку давно, и АМКУ рассматривает наше обращение уже 45 дней. Теперь добавили еще три месяца, за которые, мы надеемся, решение будет вынесено.

Кто возглавит объединенную компанию в случае позитивного решения?

Управляющим органом будет совет директоров. Кто будет главой этого совета – определимся, когда компании объединятся.

Входит ли в сделку международный бизнес EVO? Какие планы по поводу него?

Входит. Но о планах пока говорить рано.

Большинство экспертов говорят, что вы объединяетесь, чтобы подороже продаться Amazon или другому глобальному стратегу. А то и для самостоятельного выхода на биржу…

Знаете, это говорят эксперты уровня «Справочник Стеля». Я читал, что они говорят. Один из комментировавших эту новость в СМИ гордо называет себя владельцем венчурного фонда. При этом у него в управлении активов аж на $600 000. И вот он строит теории на тему того, откуда у меня деньги, зачем я это делаю, что будет происходить дальше… Большинство экспертов-комментаторов – примерно такого же уровня.

Сказать, что к нам пришел Amazon и хочет нас купить, будет неправдой. Не пришел. Придет ли он когда-нибудь и захочет ли нас купить? Может. А может, вместо этого он захочет с нами конкурировать. А может, он не придет на наш рынок вообще никогда.

Поэтому я занимаюсь своим бизнесом. Я никогда не был замечен в том, что планирую свою компанию на продажу. Ну, или почти никогда. Всегда развиваю бизнес так, чтобы он был устойчивым, прибыльным и по возможности динамически развивался. Сейчас это – моя основная цель.

Насколько вообще реален заход глобального игрока уровня Amazon в Украину? Сейчас для этого благоприятные условия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно быть глобальным игроком. Они мыслят совершенно другими категориями. Во многом это зависит от того, будут им здесь «прищемлять хвост» или нет. Или, например, от того, сможет ли Украина справиться с волной трудовой эмиграции, которая набирает обороты… Кто будет покупать товары, если все уедут?

При этом решения о выходе на новые рынки очень часто бывают эмоциональными, а не рациональными. Люди верят, что глобальные корпорации руководствуются только холодным расчетом, но это не так.

Улучшилась ли как-то регуляторная и законодательная среда за последнее время?

Из хорошего – с 2014 года налоговая ведет себя более-менее культурно. Времена Януковича, к счастью, пока не возвращаются. 
Но после «революционного скачка» нельзя сказать, что ситуация последовательно улучшается.

Говорят, объединенная компания может стать первым украинским единорогом…

Украинские компании очень сложно оценивать. Их оценка сильно отличается от оценки американских активов. Если бы мы с таким объемом бизнеса работали в Америке – совершенно точно были бы единорогом.

Но что такое единорог в Украине – сказать сложно. Миллиард? Сто миллионов? Миллион? Капитализация в миллиард долларов не очень стыкуется с нашими реалиями.

Да и в целом вся эта игра в единорогов – чистый пиар. Реальную стоимость компании может показать только ее продажа. В свое время звание единорога, то есть компании стоимостью в миллиард, что-то значило – когда таких IT-компаний были единицы. Сейчас едва ли не каждая вторая компания в Долине стоит миллиарды, мультипликаторы огромные. Когда таких компаний сотни – какие это уже единороги? Там уже нужен новый порог – десять, двадцать, тридцать миллиардов.

А в Украине и миллиард компания стоить не может – по крайней мере, работающая исключительно на местном рынке. По поводу нас – мы узнаем, сколько стоим, только после выхода на биржу. Но пока планов проводить IPO у нас нет. До этого еще очень далеко.

Источник – All Retail
Распечатать