контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Николай Палиенко, EVO: Что ждет украинский e-commerce в кризис  

24.03.2020 в 13:44
Николай Палиенко, EVO: Что ждет украинский e-commerce в кризис

Николай Палиенко, один из основателей компании EVO, в интервью для EVO.Business рассказал, что думает об эпидемии коронавируса, как она скажется на украинском ecommerce, чего ожидать продавцам на Prom.ua и дал советы предпринимателям на время кризиса.

— В Китае говорят, что уже победили эпидемию. Что позволило стране быстро справиться с ситуацией?

Возможности Китая сильно превышают возможности других стран, поэтому там быстро сдержали распространение инфекции и уже почти победили ее. Сложности были только из-за высокой плотности населения.

Но таких технологических возможностей отслеживать людей и ограничивать их передвижение нет ни в одной стране мира.

Например, китайцы раздали всем медицинские паспорта и наблюдали за показателями — если повышенная температура, нельзя было выходить из дома.

— Как изменился ecommerce в Китае?

Общий объем продаж онлайн и офлайн сократился в Китае за январь и февраль 2020 года на 20,5%.

При этом проникновение ecommerce росло за счет продуктов питания, а одежда сократилась на 18%, электроника — на 30%.

Общий спад ритейла зацепил и онлайн. Поэтому надеяться на большой рост всего онлайна из-за закрытия офлайна не стоит.

— В США и Европе не смогут так быстро побороть вирус?

В любом случае распространение замедлится, но непонятно, получится ли его полностью остановить в тех странах, где карантинные меры соблюдаются не так жестко.

Проблема в другом. Сейчас все борются с эпидемией, но если это скоро не закончится, часть людей потеряют работу и доход. То есть за карантином придут экономические проблемы.

Кризис 2014 года был только у нас, в мире все было хорошо. Поэтому мы быстро из него вышли. Сейчас же речь идет о большей части мира — выйти из него будет не так легко.

— Что ждет украинский ecommerce во время кризиса?

Текущие карантинные меры позволяют электронной коммерции существовать. Во время этого кризиса люди начнут больше покупать онлайн — на Prom.ua уже сейчас немного увеличилось количество заказов.

Выросли категории, связанные с гигиеной и товарами для досуга. Немного просели товары, покупку которых можно отложить.

Но сейчас переломный момент, люди приспосабливаются к новому образу жизни — многие перешли на удаленную работу, в Киеве не работает метро. Через несколько недель потребление поменяется и популярными будут другие категории.

Очевидно, что если закрыли огромное количество офлайн-магазинов, люди пойдут покупать в онлайн.

Непонятно только, что будет с покупательской способностью населения. Перейдут ли люди на режим экономии и покупку только самого необходимого.

Мы наблюдаем за ситуацией. В Китае ecommerce в целом не просел. В Италии у маркетплейсов и интернет-магазинов тот же трафик, что и до кризиса. В США Amazon объявил, что набирает новых сотрудников.

Скорее всего, ecommerce замедлится, но не так сильно, как остальной ритейл.

— Как Prom.ua борется со спекулянтами, которые продают маски и антисептики по завышенным ценам?

Сначала следили за тем, чтобы не было мошенничества и продавцы выполняли свои обещания.

Потом начали бороться со спекулянтами. Например, в категории медицинских масок продают только те компании, которые занимались ими и до кризиса — поставщики и специализированные компании. Не пустили новых продавцов, пытавшихся зайти, чтобы реализовывать по завышенным ценам.

— Что будет с бесплатной доставкой на Prom.ua?

Работаем с Justin, ведем переговоры с другими логистами. Будем продолжать.

— Что вообще ждет логистику в ближайшее время?

Если сценарий будет средне пессимистичный, доставка даже вырастет в объемах.

Точно вырастет доставка до двери. Но ее сложно быстро масштабировать — многим продуктовым сетям сейчас не хватает курьеров.

Возможно, за кризис люди привыкнут покупать так, и после него это остается в привычке.

— Как дела у других проектов EVO?

Немного упал интерес к одежде и к услугами домашних мастеров. Но не критично. Реальную картину увидим через несколько недель, сейчас на рынке шоковое состояние.

Думаю, после кризиса все вернется на свои места.

— В EVO больше 1 000 сотрудников. Удалось ли перейти на удаленную работу?

Массово перешли на удаленную работу с понедельника, до этого дистанционно работали только сотрудники, которые вернулись из-за границы.

Сейчас уже 95% людей работают дома. Все процессы настроены, все работает в штатном режиме.

Работать удаленно сложнее, чем в офисе — нужно себя дисциплинировать. Но сотрудники все понимают. Пока никаких просадок в эффективности нет.

Для покупателей и продавцов с точки зрения сервиса ничего не поменялось, сохраним тот же уровень сервиса.

— Prom.ua появился в 2008 году в разгар кризиса, потом был кризис в 2014 году, сейчас в 2020 году очередной кризис. Как предпринимателям пережить это время?

Во время кризиса самое важное — адаптироваться под текущую ситуацию. Мы, начиная в кризис 2008 года, позволили бизнесу присутствовать в интернете дешевле и удобнее, чем это было раньше.

Нужно искать возможности остаться на плаву, а не сдаваться. Электронная коммерция — один из самых быстрорастущих сегментов в Украине. Здесь эти возможности будет находить проще, чем в других нишах.

Источник – All Retail
Распечатать