контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

В Европе рекордно низкие цены на яблоко, а Украина экспортирует яблоко всё дороже  

14.03.2019 в 11:22
В Европе рекордно низкие цены на яблоко, а Украина экспортирует яблоко всё дороже

В Польше и других странах Евросоюза активно обсуждают способы поддержки садоводов в связи с перепроизводством яблок и рекордно низкими ценами. В то же время Украина экспортирует своё яблоко по рекордно высоким ценам, в том числе и в тот же Евросоюз и даже в Польшу. Аналитики EastFruit пытались разобраться в том, почему это стало возможным и что стало причиной такого успеха. Да и можно ли это считать успехом?

Важно подчеркнуть, что годом ранее цены на яблоко в Европе были рекордно высокими вследствие неурожая. Поэтому страны ЕС охотно закупали яблоко, в том числе и в Украине. В этом же сезоне средние оптовые цены на яблоко в большинстве стран ЕС значительно ниже, иногда даже в два раза. Как сказал один из возмущённых польских садоводов местному телеканалу: «Спрос на яблоко очень низкий, а требования к качеству столь высоки, что кажется, что покупатели хотят от нас каких-то квадратных яиц по мизерной цене».

Обратимся к данным статистики, чтобы понять, что происходит. Средняя цена яблок, экспортированных из Украины за первые семь месяцев сезона 2018/19 годов (август – февраль) составила 34,3 цента США за кг, в то время, как средняя цена экспортированных яблок за тот же период прошлого сезона составляла 31,4 цента США за кг. Таким образом средняя цена экспорта по сравнению с прошлым годом выросла на 9%.

Конечно, часть экспортированного яблока предназначалась для переработки, поэтому логично будет предположить, что промышленного яблока, возможно, экспортировалось в прошлом сезоне больше, чем в этом. На самом деле объём экспорта промышленного яблока сопоставим, но в этом сезоне его удельный вес ниже, так как десертного яблока экспортировано больше. Правда в прошлом сезоне цены на промышленное яблоко были в несколько раз выше, чем в этом, поэтому снижение удельного веса экспорта промышленного яблока компенсируется с лихвой более низкой ценой в этом году. Значит этот фактор можно не учитывать.

В чём же причина более высокой цены в этом сезоне? А основная причина в том, что Украина стала продавать яблоко на рынки, где за них могут платить более высокую цену. Поставки украинского яблока в Сингапур, Индонезию, Филиппины, Оман, Катар, Кувейт, Малайзию, на фоне снижения объёмов поставок в Беларусь, и привело к тому, что средняя цена экспорта яблок выросла.

«К сожалению, сейчас зарабатывать на экспорте яблок могут лишь несколько десятков садоводческих предприятий в Украине, ведь для успешного экспорта необходимо сразу несколько минимальных условий: наличие международно-признанных сортов и клонов яблока в саду, не менее 25-30 га интенсивного сада на карликовых подвоях с хорошей урожайностью, собственное хранилище с регулируемой газовой средой (РГС), сертификация GlobalG.A.P., наличие оптической сортировочной линии, наличие качественной картонной тары, умение правильно обрабатывать яблоки ингибитором этилена типа MCP-1, англоязычный персонал, знающий правила и специфику международной торговли, понимание специфики длинной логистики, составляющей до 40-50 дней от хранилища до потребителя и, конечно же, контакты и контракты с импортёрами в разных странах мира»,- говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

«Если у предприятия нет хотя бы одного из этих условий, самостоятельно экспортировать яблоко, скорее всего, оно не сможет. В течение двух лет мы провели огромную работу по созданию экспортной кооперативной платформы для экспорта яблок и других фруктов. Было очень много желающих присоединиться к ней, однако когда дело дошло до практической реализации проекта, а именно первых минимальных инвестиций, количество желающих сократилось до нуля»,- сетует эксперт.

Тем не менее, работа проведённая ФАО по открытию новых рынков сбыта для украинского яблока принесла свои плоды, которые можно подтвердить данными статистики. Оказалось, что украинское яблоко высоко ценится в странах Юго-Восточной Азии, Индии и на Ближнем Востоке. Причём она продаётся там дороже, чем яблоко из Польши, так как может лучше окрашиваться, имеет более высокие вкусовые показатели и BRIX благодаря большему количеству солнечного света и почвенным условиям страны и является более экологически чистым и здоровым, благодаря меньшему количеству обработок средствами защиты растений.

Успешный ориентир на экспорт таких предприятий как «Сады Днепра» заставил многих садоводов пересмотреть свои подходы к бизнесу – сейчас они активно ищут возможности повышения качества яблок, улучшают сортовой состав, технологии хранения, сортировки и упаковки, а также нанимают англоязычный персонал, который бы смог более успешно заниматься поиском перспективных каналов сбыта продукции.

Читайте также: Украина установила новый рекорд экспорта фруктов для февраля, удвоив выручку за два года

Тем не менее, Андрей Ярмак считает, что даже крупным садоводам было бы значительно легче повысить цену на свой товар, если бы они объединяли усилия, а не пытались в одиночку находить свой путь на мировом рынок. «Импортёры из ведущих стран мира не хотят работать с поставщиками, которые предлагают один контейнер яблока в месяц или даже один контейнер в неделю. Им интересны те, кто сможет поставить минимум 100 контейнеров за сезон, а лучше – 500 контейнеров. При таких объёмах можно рассчитывать на действительно привлекательную цену. Однако таких возможностей в данный момент нет практически ни у кого – всё упирается то в объём производства, то в мощности линии по сортировке, то в наличие тары», говорит эксперт. «В результате, предприятия пытаются заинтересовать импортёров очень низкой ценой, сбивая цену друг другу и снижая свои доходы и доходы других участников рынка. А вот если бы они объединились, то могли бы играть на повышение цены, ведь крупный и надёжный поставщик качественной продукции интересен всем», - резюмирует Андрей Ярмак.

Специалисты Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) также замечают, что рост экспорта яблок из Украины в этом сезоне имел и свои негативные последствия, так как в этот бизнес пришло очень много посредников, которые не слишком хорошо умеют работать со скоропортящейся продукцией. «Мы получили очень много критических замечаний от покупателей нашего яблока в нескольких странах мира, включая ОАЭ. Импортёры сетуют, что связавшись с посредниками, которые представлялись профессионалами, так и не получили обещанных объёмов яблок, а то яблоко, что поступило, часто не соответствовало заявленным параметрам по качеству. Всё это, конечно же, вредило имиджу нашей страны и имиджу нашего яблока на этих рынках. А это может в долгосрочной перспективе негативно повлиять на наши цены», - говорит Фёдор Рыбалко, руководитель УПОА. «Также многие члены нашей ассоциации столкнулись с невыполнением посредниками своих обязательств перед ними. Посредники банально не рассчитывались за поставленное им яблоко для экспорта. Такие ситуации, увы, неизбежны, если ты не можешь экспортировать напрямую. Посредники, несомненно, нужны и выполняют важную функцию. Тем не менее, идеальным посредником могла бы стать коммерческая структура, созданная самыми садоводами на кооперативных принципах, и работающая совершенно прозрачно», - считает Фёдор Рыбалко.

УПОА совместно с ФАО и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) при поддержке ЕС продолжает активные усилия по развитию экспорта украинских яблока, голубики, моркови, картофеля, грецких орехов, черешни и других овощей и фруктов. 28 марта 2019 года в г. Дубай, ОАЭ, будет организована крупнейшая торговая миссия плодоовощного бизнеса Украины, в которой примут участие садоводы, выращивающие совместно более 50 тыс. тонн десертного яблока. Своё участие в этом форуме уже подтвердили крупнейшие импортёры фруктов Ближнего Востока а также несколько крупных сетей супермаркетов.

Организаторы не сомневаются, что результатом миссии станут новые выгодные контракты на экспорт украинских фруктов, ягод, орехов и овощей в этот регион. Ведь интерес к украинской продукции продолжает расти, поскольку на таких мероприятиях подчёркивается её уникальность.

Источник – All Retail
Распечатать