контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

«Брусничка» массово закрывает магазины: что она хочет этим сказать?  

23.08.2019 в 13:33
«Брусничка» массово закрывает магазины: что она хочет этим сказать?

Судя по всему, рынок может покинуть сеть, которая еще полгода назад имела целую сотню магазинов.

Сеть фрешмаркетов «Брусничка», являющаяся розничным бизнесом группы СКМ Рината Ахметова, близка к прекращению своей деятельности. Об этом All Retail сообщил целый ряд людей, работающих на рынке ритейла и недвижимости (традиционно, они пожелали сохранить свою анонимность).

ООО «Украинский Ритейл», управляющее сетью «Брусничка», было основано 13 сентября 2006 года. Оператор осуществляет развитие розничного бизнеса на территории Восточного (Днепропетровская, Запорожская, Донецкая, Харьковская, Луганская области) и Центрального (Полтавская обл.) регионов Украины. Сеть работает в формате «магазин у дома» площадью 300-400 кв.м. и с ассортиментом ок. 6000 позиций. 

Первый магазин (изначально - под вывеской «Брусниця») был открыт в марте 2007 года в Донецке. В разные годы ритейлер ставал участником разных сделок по поглощению более мелких операторов: в частности, в свое время «Украинский Ритейл» взял под свое управление точки таких локальных торговцев, как «Оливье», Varus-Express и магазины сети «Вопак» в Харьковской области.

В 2011 г. компания представила новую концепцию магазинов — фрешмаркет. Начиная с конца 2011 г. магазины "Брусница" были подвержены рестайлингу и переоборудованы во фрешмаркеты "Брусничка". 

Весной 2015 г., в разгар военного противостояния на Востоке Украины, сеть "Брусничка" приняла решение о закрытии целого ряда своих объектов, расположенных на неподконтрольной украинским властям территории (а ее центральный офис был перемещен из Донецка в г. Днепр).

По состоянию на конец 2018 года количество магазинов торговой сети «Брусничка» составляло 100 единиц. В последние несколько лет сеть регулярно входила в список ТОП-15 ведущих food-ритейлеров страны по объему продаж. К активам компании относятся также распределительные центры общей площадью около 21000 кв. м. и производственный цех, который обеспечивает магазины мясной продукцией, свежей выпечкой и кулинарией.

В то же время, с 2018 г. начались фиксироваться факты закрытия наименее рентабельных «Брусничек» в регионах Украины. А уже в 2019 г. это получило массовый характер: по имеющейся информации, с начала текущего года было закрыто еще более 30 магазинов сети.

Большинство экспертов едины в определении причин массового закрытия «Брусничек». «У них были перманентные проблемы с ликвидностью и долгой отрицательной EBITDA», - на условиях анонимности сообщил All Retail один из бывших сотрудников «Украинского Ритейла».

Судя по информации от бывших сотрудников и контрагентов, в "Брусничке" за все время ее деятельности так и не был сформирован постоянный костяк профессионального руководящего состава. «Команды приходили и уходили, оставляя после себя разрозненные изменения, не имеющие цельной картины и зачастую противоречащие друг другу. [В компании] Происходили постоянные кадровые изменения на всех уровнях, но слаженной работы единой команды, направленной на цельный результат, в итоге так и не получилось», - говорит Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла», экс-директор по развитию сети "Брусничка".

Отметим, что с мая 2019 г. пост директора сети «Брусничка» возглавил Александр Янишевский.

В пресс-службе СКМ факт полного прекращения деятельности «Бруснички» отрицают. «В компании принято решение уходить из убыточных магазинов. С начала года мы закрыли 31 убыточный магазин, как меру для улучшения ликвидности в компании. Это вынужденный шаг, связанный с потерей ключевых для бизнеса регионов в 2014 и 2015 гг. - Донецкой и Луганской областей. А также из-за снижения потребительских настроений и среднего чека в регионах нашего присутствия» - сообщается в комментарии, текстом которого располагает All Retail.

Пока нет целостного понимания и о том, кто займет помещения «Бруснички». Судя по всему, прямые конкуренты сети из сегмента food-ритейла будут претендовать лишь на самые качественные локации. В частности, один из экспертов сообщил, что на объекты «Украинского Ритейла» в Терновке, Павлограде и Першотравенске уже «положили глаз» в сети VARUS. Определенной проблемой является и тот факт, что большинство магазинов «Брусничка» работало на арендованных площадках, поэтому их потенциальным сменщикам придется вести прямые переговоры с хозяевами помещений.

_________________________________________________

Мнение эксперта

Денис Поддубский, сооснователь «Службы развития ритейла», экс-директор по развитию сети "Брусничка":

О том, кому могут быть интересны локации «Бруснички»

Исходя из сообщений игроков рынка и информации в открытых источниках, сеть «Брусничка» находится на этапе плавного сворачивания своей деятельности. Часть оставляемых ими помещений, возможно, привлечет внимание местных операторов (таких, как VARUS, EVA или «МаркетОПТ»), но многие помещения будут просто сдаваться своими собственниками несетевым магазинам и объектам сферы услуг.

О том, почему сеть не была продана целиком

Бренд сети не имеет высокой репутационной стоимости, оборудование зачастую изношенно, персонал очень неравномерно обучен, а сотрудники офиса менялись столько раз, что там практически не осталось опытных старожилов. Эта неустойчивая и разбалансированная сеть вряд ли бы прошла независимый аудит со стороны возможного покупателя.

Источник – All Retail
Распечатать