контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Обзор рынка продовольственного ритейла Северной Украины  

01.05.2009 в 21:27
Обзор рынка продовольственного ритейла Северной Украины

Компания GT Partners Ukraine продолжает обзор региональных рынков розничной торговли Украины. Теперь объектом внимания и анализа компании стал рынок продовольственной розничной торговли Северной Украины.

Данный регион включает Житомирскую, Киевскую, Черниговскую и Сумскую области. При анализе рынка Северной Украины эксперты GT Partners Ukraine не рассматривали город Киев, выделив столицу Украины в отдельный блок.

Регион Северной Украины занимает 19% территории Украины и здесь проживает 11% населения страны (таблица 1).

Табл. 1. «Основные макроэкономические показатели развития розничной торговли Северной Украины»

В данном регионе насчитывается около 20 торговых продовольственных сетей, причем компания «Союз Лидер» до последнего момента занимала среди них доминирующее положение как по суммарному товарообороту в регионе, так и по количеству торговых точек (табл. 2). Правда, судя по последним событиям в менеджменте компании «Союз», скоро в этом регионе поменяется лидер, поскольку сети «Союз» и «Квартал» были переданы в управление компании «Евротек».

Табл. 2. «Продовольственные операторы розничной торговли Северной Украины»

Из характерных особенностей территориального развития региона можно выделить такие:
• Северная Украина на сегодняшний день является единственным регионом страны, где пока не было открыто не одной торговой точки METRO;
• Во-вторых, компания «Караван» открыла в прошлом году свой одноименный гипермаркет в Житомире, который стал первым магазином такого формата в этом городе;
• Упомянутая уже компания «Союз» еще до кризиса успела приобрести белоцерковскую сеть «ЖЖЖ»;
• Компания «ЕКО-маркет» стала собственником лучших торговых точек сети «Тристан», расположенных в Сумах и Сумской области

Проанализировав культуру потребления продуктов питания жителями данного региона Украины, можно сделать вывод, что здесь наблюдается почти идентичная картина, как и в Западной Украине (диагр. 1). Аналогично среди самых популярных форматов у местного населения остаются супермаркеты, на которые приходится более половины всей организованной торговли региона.

Диагр. 1. «Самые популярные форматы магазинов самообслуживания в Северной Украине, %»

Агрессивная политика экспансии компания «Союз», «ЕКО-маркет» и «Фоззи Груп», продолжавшаяся несколько предыдущих лет привела к тому, что именно эти три оператора розничной торговли занимают сейчас 58% рынка продовольственного ритейла региона.

Диагр. 2. «Основные игроки на рынке продовольственного ритейла Северной Украины»

Относительно количества торговых точек, то по этому показателю в регионе естественно лидирует та же компания «Союз». Ее сети «Союз» и «Квартал» суммарно начитывали 56 торговых точек по результатам 2008 года.

Диагр. 3. «Рейтинг продовольственных сетей Северной Украины по количеству торгових точек, шт»

В городе Житомир открытие гипермаркета «Караван» позволило ему сразу же войти в группу лидеров по показателю товарооборота, а по показателю совокупной торговой площади сразу же переместиться на 1-е место.
Весомую роль в городе играет также сеть «ЕКО-маркет», супермаркеты которой ориентировочно торгуют столько же, как и «Караван».

Диагр. 4. Житомир - Распределение по суммарному товарообороту, % 

Диагр. 5. Житомир- Распределение по совокупной торговой площади, кв.м. 

В Киевской области есть единоличный лидер – это компания «Фоззи Груп». Ее магазины торгуют примерно 38% от суммарного товарооборота всех предприятий современной торговли региона. Такое же бесспорное лидерство наблюдается и по показателю суммарной торговой площади.

Диагр. 6. Киевская область - Распределение по суммарному товарообороту, % 

 

Диагр. 7. Киевская область - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м.

Именно в городе Чернигов родилась компания «Союз». Поэтому не удивительными являются внушительные показатели товарооборота и суммарной торговой площади этой компании.
Естественно, после тех структурных преобразований, которые на данный момент происходят в компании «Союз» распределение сил в Чернигове изменится.

Диагр. 8. Чернигов - Распределение по суммарному товарообороту, % 

Диагр. 9. Чернигов - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м

 

В Сумах упомянутое уже приобретение сети «Тристан» компанией «ЕКО-маркет» позволил последней в последние годы стать лидером по обоим показателям: сеть «ЕКО-маркет» занимает 70% от суммарного товарооборота города, а также управляет более 6000 квадратных метров своих магазинов.

 

Диагр. 10. Сумы - Распределение по суммарному товарообороту, % 

Диагр. 11. Сумы - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м


Источник: GT Partners Ukraine

Распечатать