контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Прогноз группы EVO: Каким будет украинский e-commerce в 2018 году   

21.12.2017 в 20:11
Прогноз группы EVO: Каким будет украинский e-commerce в 2018 году

Рост товарооборота на 30% — до 65 млрд грн, увеличение роли логистики, повышенное внимание к безопасности и развитие вторичного рынка вещей: ключевые тренды в украинском e-commerce в следующем году.

Группа компаний EVO, объединяющая крупнейшие маркетплейсы Украины prom.ua, crafta, bigl, сервисы Вчасно, kabanchik.ua, zakupki.prom.ua, презентовала итоги своей работы в 2017 году и прогнозы по развитию сферы e-commerce на 2018-й. Год назад компания проводила аналогичную акцию – подвела итоги уходящего года и представила прогноз на будущий.  Оказалось: почти не ошиблись, и тем больше внимания стоит уделить их прогнозам на 2018-й - пишет RAU.

E-commerce растет

Согласно подсчетам специалистов EVO, в прошлом году отечественный сектор e-commerce вырос на 50% и достиг 39 млрд грн. На этот год они прогнозировали рост 30% и итоговый товарооборот онлайн-торговли в 50 млрд грн. И, по данным EVO, эти показатели к концу года будут достигнуты.

Оптимистичный прогноз и на 2018-й. Ожидается, что e-commerce Украины вырастет на 30%, а выручка операторов интернет-торговли достигнет 65 млрд грн. То есть, хотя в процентном отношении рост замедлится, в гривневом выражении он увеличится даже больше, чем в этом году. При этом стоит отметить, что прогноз базируется на сценарии, что 2018-й обойдется без резкого роста инфляции и девальвации национальной валюты.

Основания для подобного оптимизма есть, и достаточно весомые. Во-первых, по подсчетам EVO, онлайн-торговля занимает примерно 3,5% от общего розничного товарооборота Украины. В развитых странах доля e-commerce составляет более 10%, а в Китае в третьем квартале этого года достигла 19%. Исходя из этих показателей, украинский рынок имеет потенциал роста как минимум в 300%.

Во-вторых, количество пользователей, регулярно покупающих товары через интернет, в Украине остается сравнительно невысоким: всего 31% от людей, имеющих доступ ко Всемирной паутине. Опять-таки, если сравнивать с США, где онлайн-покупки совершает 70% пользователей интернет, пространство для роста остается.

Среди факторов, которые в будущем году станут драйверами e-commerce, эксперты EVO выделяют пять ключевых. Первый: сервис. Пользователи все больше ценят, когда для покупки им нужно сделать меньше кликов и переходов, а интернет-магазин предлагает им не только искомый товар, но и схожие по характеристикам или дополняющие продукты. Чем меньше нужно прикладывать усилий, чтобы получить репрезентативную выборку и сопутствующие товары – тем выше пользователи ценят онлайн-магазин.

Второй фактор: безопасность. Чем многочисленнее случаи утечки персональных данных в сеть (вплоть до номеров кредитных карточек и ИНН), тем осторожней украинцы относятся к порталам, допустившим подобные утечки. Третий: логистика. Со стремительным развитием интернет-торговли в Украине появились проблемы со своевременной доставкой купленных товаров пользователю. Складские мощности начинают переполняться, а компаний, предоставляющих фулфилмент-услуги все еще недостаточно. Поэтому в дальнейшем способность онлайн-магазина или маркетплейса обеспечить своевременную доставку покупки выбранным способом (по конкретному адресу, в конкретный офлайн-магазин или в почтомат) станет весомым аргументом при выборе продавца.

Еще два стимула к развитию: активный рост продаж б/у товаров (вторичный рынок) и стремление украинских пользователей обеспечивать себя работой самостоятельно, а не надеясь на работодателя. В отношении сервисов EVO можно говорить о быстром росте маркетплейса «вторичного рынка вещей» ШАФА, и сервисе kabanchik.ua. За год количество предложений работ и услуг на kabanchik выросло с 13 000 до 42 000, и продолжает расти. Схожие показатели и у ШАФА.

Marketplace впереди рынка

При этом, CEO группы EVO Николай Палиенко в комментарии RAU отметил, что одним из ключевых локомотивов развития украинского e-commerce остаются маркетплейсы: классические интернет-магазины, предлагающие только ограниченный ассортимент собственных товаров, постепенно стагнируют. Подтверждает это и тенденция последних лет: все больше онлайн-магазинов переходят к формату работы маркетплейса: rozetka.ua, modnaKasta, LeBoutique, F.ua и другие.

За год рост пользователей, количества заказов, обращений и покупок по маркетплейсам группы EVO заметно превзошел среднерыночные показатели.

Характерно, что при резко увеличившимся количестве сделок, средний чек вырос символически: украинцы в интернете по-прежнему стараются купить товар как можно дешевле.

Несколько изменился и список товаров, которые пользователи ищут и покупают на маркетплейсах EVO. Еще пару лет назад среди всех категорий уверенно лидировала электроника, но сейчас на первом месте – одежда, обувь и аксессуары. И эта группа товаров более чем в два раза опережает технику и электронику. Также в пятерке лидеров: товары для дома, парфюмерия и подарки.

Причем, есть категории, пока что значительно уступающие лидерам, но демонстрирующие значительно более высокие темпы роста. К примеру, за год на 80% выросли покупки товаров повседневного спроса, на 75% — продуктов питания и напитков. Пока что не так много украинцев готовы покупать такие товары через интернет, но если темпы роста сохранятся: то уже в недалеком будущем в числе самых продаваемых сегментов эта продукция уверенно займет место в топ-5.

Насколько реальны окажутся в этот раз прогнозы аналитиков EVO относительно перспектив украинского e-commerce, сказать можно будет только подводя итоги следующего года. Но то, что онлайн-торговля будет и дальше расти с опережением украинского ритейла в целом – можно быть уверенным. С другой стороны, пока доля покупок через интернет будет оставаться на уровне 3-5% от общего оборота розничной торговли, ее влияние на украинскую экономику будет минимально.

Источник – All Retail
Распечатать