контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Чужая марка: как украинские ритейлеры и рестораторы развиваются по франчайзингу  

15.06.2018 в 10:35
Чужая марка: как украинские ритейлеры и рестораторы развиваются по франчайзингу

Используя известный бренд и налаживании технические процессы, начинающие предприниматели успешно развивают бизнес как в Украине, так и за рубежом.

Портал Бизнес опубликовал большую статью, посвященную главным тенденциям развития украинского рынка франчайзинга. Одна из сфер бизнеса, где франчайзинг встречается особенно часто — розничная торговля (как правило, фермерской или органической продукции) и общественное питание: кафе, бистро, фаст-фуд и тому подобное. RAU подготовила краткий обзор материала, фокусируясь именно на возможностях развития по франшизе ритейла и фаст-фуда.

Как подсчитали в Ассоциации франчайзинга Украины, сейчас в стране по франшизе работает около 24 000 объектов. Доля локальных игроков увеличивается из года в год, и сейчас всего 37-40% франчайзеров являются международными компаниями. «Около 25% из них — это европейские компании, 10% — компании из СНГ (фактически из России), 5% — из других стран и континентов, иногда даже очень экзотических», — объясняет глава Ассоциации Андрей Кривонос и добавляет, что такая ситуация характерна для большинства постсоветских стран. Исключениями можно считать разве что Беларусь и Казахстан, где 20% продавцов франшиз — это местные компании, а 80% — зарубежные. Впрочем, и в этих странах существует тренд на увеличение доли локальных игроков рынка, ведь пять-семь лет назад их насчитывалось лишь около 10%.

Если говорить о наиболее перспективных направлениях франшизного бизнеса, то это сфера услуг, общественное питание и розничная торговля. То есть именно те отрасли, где стоимость «входного билета» сравнительно невелика, условия довольно простые, а инвестиции окупаются достаточно быстро. Кстати, именно франшизы, связанные с заведениями питания, считаются одними из драйверов развития ресторанного бизнеса. Согласно анализу компании POSTER, в течение 2016-17 годов количество «ресторанных» франшиз выросло более чем на треть — с 60 до 80 предложений. И вместе с тем наибольшей популярностью пользуются компактные форматы, такие как кафе, пекарни, стрит- и фаст-фуды, работающие, как правило, в нижнем и среднем ценовых сегментах.

В целом, в Украине популярны франшизы, так или иначе связанные с продуктами питания. Франчайзи охотно покупают права не только на учреждения уличной и «быстрой» еды, но и на продуктовые лавки, магазины экологических или органических продуктов и тому подобное. Впрочем, по мнению совладельца и управляющего партнера Franchise Group Мирославы Козачук, сфера общественного питания вскоре изменится. Сейчас ключевые позиции занимают пиццерии, но эта итальянское блюдо вместе с бургерами постепенно отходит на второй план.

«Рынок общественного питания перенасыщен, и, думаю, совсем скоро наступит период слияний-поглощений, будет наблюдаться приход международных компаний и большой ребрендинг со сменой вывесок, — прогнозирует Козачук. — Сейчас в тренде грузинская, азиатская кухни. Очень перспективные позиции в тренда монопродукта. Например, франшиза Дмитрия Борисова «Белый налив», в которую с самого открытия стоят очереди как гостей, так и тех, кто хочет купить эту бизнес-модель».

Еще один определяющий тренд — выход украинских продавцов франшиз в другие страны. «Уже более 30 компаний работают на внешних рынках, и в будущем выход за границу будет продолжаться, поскольку многие франчайзеры ездят в другие страны для поиска новых идей и концепций», — отмечает Кривонос.

В течение следующих трех лет эксперты прогнозируют устойчивое развитие украинского рынка франшиз. Прежде всего это касается предложений из сферы услуг и общественного питания. Ожидается, что доминировать здесь будут экзотические идеи из Юго-Восточной Азии и рынка стрит-фуда. Кроме того, если условия будут благоприятными, будет активно развиваться и fashion-ритейл. «В ближайшие три года должен вырасти fashion-ритейл. Мы наблюдаем спрос, но это франчайзинг, где ключевой точкой привязки является продукт, — объясняет Мирослава Козачук. — А продукт означает производство, для которого нужны огромные инвестиции и рынки сбыта ».

Бизнес «под ключ», даже во время экономического кризиса, довольно популярен в нашей стране. Формирование пула надежных франчайзеров, отсев компаний-фейков и выход украинских игроков на мировую арену можно рассматривать как положительные тенденции. Поэтому при условии, что в ближайшее время экономическая ситуация в стране будет улучшаться, можно ожидать положительных результатов как для франчайзеров, так и для франчайзи.

Источник – All Retail
Распечатать