контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Дискаунтеры нового поколения: зачем «АТБ-маркет» меняет магазины  

02.08.2018 в 09:13
Дискаунтеры нового поколения: зачем «АТБ-маркет» меняет магазины

«Меняйся или умри» – под таким девизом сейчас происходят кардинальные изменения в мировом ритейле. Выработанные десятилетиями бизнес-модели трансформируются. Потребитель хочет увидеть в ритейле что-то новое, не похожее на то, что было раньше. Ему нужны впечатления, эмоции и удобство при совершении покупки.

И даже ритейлеры развивающие сеть формата дискаунтер, который предполагает максимальную экономию в работе, начали учитывать эти требования. К примеру, немецкие Lidl и Aldi меняют магазины, увеличив затраты на реконцепцию. Крупнейший продуктовый оператор в Украине «АТБ-маркет» и до недавнего времени единственная сеть формата дискаунтер, также начал проводить реконструкцию.  Retailers.ua поговорили с экспертами рынка, что дает это ритейлеру и при таких затратах можно ли говорить о сохранности бизнес-модели дискаунтера, о чем заявляет АТБ.

Обновленный формат

Крупнейший в Украине продуктовый ритейлер «АТБ-маркет» не проводил значительных изменений своих магазинов с начала 2000-х. И в этом нет ничего удивительного, учитывая формат, в котором работает сеть – дискаунтер. Сети, которые работают в этом формате, максимально сокращают издержки на всех этапах, для того, чтобы обеспечить цены ниже, чем в среднем по рынку (в Украине до кризиса 2014 года, разница могла достигать от 10% до 20%). Узкий ассортимент, небольшое количество персонала, упрощенная выкладка товара (он может стоять в ящиках, в которых был доставлен в магазин), минимальные затраты на внешний и внутренний дизайн магазина, а также на рекламу, минимальные издержки на логистику – это основные отличия дискаунтера от других форматов.

«АТБ-маркет» - это «мягкий» дискаунтер – адаптированная версия классического формата или «жесткого» дискаунтера. Для понимания, среднее количество ассортимента у «АТБ-маркет» -  3 500 SKU, тогда как у классического - до 1 000 SKU.

О существенных изменениях в дизайне магазинов и их внутреннем пространстве «АТБ-маркет» стало известно в 2016 года. Представители ритейлера не давали публичных развернутых пояснений происходящим изменениям. Лишь в конце июня этого года маркетинг-директор «АТБ-маркет» Константин Мельников выступая на профильной конференции заявил, что за последние два года АТБ прошел процесс переосмысления своего формата и направления развития. Составляющие новой бизнес-модели ритейлера: цена остается низкой, как ключевой фактор дискаунтера, новая фокусировка - быстрота и удобство.

В новых «АТБ-маркетах» применены новые технологии утепления, отопления и рекуперации энергии и новая система освещения на базе LED-технологии. Проходы между рядами были расширены, а холодильное и морозильное оборудование – полностью заменено. Также появились отдел собственной выпечки, аппараты по производству кофе, расширен ассортимент свежих овощей и фруктов, мяса и вина. Тележки заменены на современную модель большей емкости с подстаканником. Помимо этого, сеть частично отказалась от охраны, демонтировали часть торгового оборудования, убрали из торгового зала все рекламные материалы и холодильники поставщиков.

За последние два года было обновлено 60 торговых точек, еще не менее 60 торговых точек будут реконструированны «в ближайшее время», говорил Мельников. Новые магазины будут открываться уже в новом формате. Один из основателей корпорации АТБ Евгений Ермаков в комментарии zik отметил, что в открытие одного магазина «АТБ-маркет» нужно вложить более $1,5 млн, если речь идет о покупке со строительством вместе. Срок возврата инвестиций может составить 10–12 лет. Отметим, сейчас сеть «АТБ-маркет» объединяет более 880 магазинов, из них около 80% площадей находится в собственности ритейлера.

Необходимые изменения

АТБ позиционирует себя как дискаунтер, но бизнес-модель, то, сколько они тратят на открытие магазина, сама концепция магазина говорят об обратном, заявлял соучредитель VolWestGroup(сеть «Наш Край»)Виктор Корсак. Руководитель консалтинговой компании UTG Евгения Локтионова отмечает, что озвученная сума, в рамках приобретения и строительства своей недвижимости, вполне обоснована. «Это лидер рынка с большим оборотом. Очевидно, что они могут позволить держать цену на товары ниже среднерыночной, согласно своему формату», - говорит партнер инвестиционной компании Atlas Advisors Алексей Ращупкин.

Сейчас идет глобальный процесс стирания границ между торговыми форматами – поэтому уже зачастую не определишь, где дискаунтер, где магазин у дома, а где супермаркет, говорит руководитель компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля. "То, что дискаунтеры в их традиционном виде вряд ли будут существовать вечно (об этом уже сегодня говорят мировые тенденции) понимают и в АТБ. Вероятно, это и стало причиной того, что они проводят ремоделинг магазинов", - добавляет эксперт.

Крупные сети дискаунтеров – немецкие Lidl и Aldi– начали меняться за год до «АТБ-маркет». В 2015 году Lidl открыл первый обновленный магазин сети в одном из городов Чехии. В этой торговой точке увеличилось расстояние между стеллажами, увеличился торговый зал, стало больше работающих касс, добавили новые услуги. Сумма затрат на обновление этого магазина составила 90 млн чешских крон ($4,13 млн). Тогда в Lidl заявляли, что планируют потратить 9 млрд крон ($421,64 млн) на открытие магазинов нового поколения в Чешской Республике. Начал обновлять магазины и Aldi.

В «АТБ-маркет» решили не придумывать велосипед и обновление провели как у немецких сетей, рассказал Retailers источник знакомый с ходом принятия решений по обновлению магазинов «АТБ-маркет». «Вплоть до размещения торговых зон в зале и, условно, раскладки товара. Если вы посмотрите, у них с Aldi даже внешняя часть зданий похожа», - говорит собеседник издания.

Виктор Корсак предполагает, что возможно «АТБ-маркет» не хватает уже того сегмента покупателей, на который они ориентировались, и поэтому «АТБ-маркет» начал меняться. С ним соглашается Алексей Ращупкин: «Во время кризиса дискаунтер становится более востребованным у потребителей из-за цены. Но кризис когда-то закончится и нынешней целевой аудитории, возможно, уже будет недостаточно ритейлеру». По информации топ-менеджера на рынке консалтинга, обновленные магазины «АТБ-маркет» после открытия показывают рост в обороте на 20-50%.

Источник – All Retail
Распечатать