контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Как Fozzy, Auchan и другие торгуют через интернет  

21.09.2018 в 19:28
Как Fozzy, Auchan и другие торгуют через интернет

Недавно девелоперское подразделение французской группы «Ашан» сообщило, что хочет  запустить  маркетплейс в Украине. Такая бизнес-модель позволяет расширить ассортимент гипермаркета без инвестиций в складские помещения, отмечают в компании.

Перспективен ли украинский рынок для такого проекта? Насколько популярны в Украине продуктовые онлайн-маркеты? Как «кирпичный» ритейл осваивает онлайн-продажи? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.

Рейтинг площадок. Mind промониторил работающие в Украине продуктовые офлайн-сети. Пока ситуация не впечатляющая. Сейчас только шесть «кирпичных» ритейлеров запустили свои интернет-магазины или работают в партнерстве с сервисом Zakaz.ua. (Эта онлайн-платформа предоставляет сетям площадку для онлайн-торговли в обмен на 5-10% комиссионных от продаж. Ее основал предприниматель Егор Анчишкин в 2010 году. Через четыре года он привлек $2,5 млн от компании  Chernovetskiy Investment Group).

Популярность продуктовых онлайн-маркетов, по сравнению с лидерами е-commerce, также пока хромает. По данным Similarweb, за август 2018 года самое большое число посещений (552 390) получил metro.zakaz.ua. На втором месте – fozzyshop.com.ua (287 480). Замыкает тройку лидеров созданный в июле этого года shop.auchan.ua (272 940).

Для сравнения: за тот же период сайт Rozetka посетили 57,5 млн раз, Аllo – 12,8 млн, Citrus – 11,9 млн. 

Рейтинг продуктовых интернет-магазинов

Ритейлер Интернет-площадки Число посещений, август 2018 Год запуска
Metro metro.zakaz.ua 552390 2014
Fozzy fozzyshop.com.ua 287480 2014
  fozzy.zakaz.ua 94100 2015
Auchan shop.auchan.ua 272940 2018
  auchan.zakaz.ua 193980 2017
«Таврия В» tavriav.ua 242230 2013
Novus novus.zakaz.ua 191170 2011
Volwest Group («Наш Край») shop.nashkraj.ua 20 000* 2014
Furshet efurshet.com н/д 2003

Источник: Similarweb

*Данные компании

У Similarweb нет данных посещаемости сайта efurshet.com. Этот ресурс, созданный еще в 2003 году, был пионером онлайн-торговли продуктами питания.  Судя по низким позициям в рейтингах страны и категории Similarweb, сейчас портал посещают крайне мало. В управляющей компании пока не предоставили собственные данные нашему изданию. Также Similarweb не считает показатели детища Volwest Group – ресурса shop.nashkraj.ua.

Географический охват. Доставка еды из онлайн-маркетов сейчас доступна не для всех населенных пунктов страны. Генеральный директор исследовательской компании GT Partners Ukraine  Игорь Гугля отмечает, что более 60% рынка сегодня сконцентрировано в Киеве – приоритетном городе для развития онлайн-торговли продуктами питания.

Вместе с тем, ритейлеры постепенно расширяют радиус покрытия. К примеру, в прошлом году  сеть Metro C&C запустила онлайн-доставку для жителей Винницы, Житомира и Запорожья. Также сервис доступен в Киеве, Днепре, Харькове, Одессе и Львове.

Заместитель коммерческого директора FOZZY C&C Игорь Стеценко рассказывает, что сейчас их доставкой можно воспользоваться в трех городах – Киеве, Одессе и Днепре.  «В наши планы входит дальнейшее расширение бизнеса и организация онлайн-доставки в других городах Украины. Прежде всего, мы ориентируемся на города, где есть гипермаркеты FOZZY C&C», – отмечает он.

По словам руководителя проекта интернет-магазина «Наш Край» Антона Кондратенко, сегодня онлайн-маркет их сети работает в 18 городах Украины (Луцке, Ковеле, Ровно, Дрогобыче, Черновцах, Хмельницком, Шепетовке и т.д.).

Какие категории товаров лидируют в онлайн-продажах? «Сейчас наиболее перспективными с точки зрения объемов продаж выглядят алкогольные напитки, продукты с длительным сроком хранения (кондитерские изделия, бакалея), а также непродовольственная группа товаров, аналогичная ассортименту в традиционных супермаркетах. О перспективности данных категорий свидетельствует то, что крупнейшие игроки рынка электронной коммерции, к примеру, Rozetka уже предлагают в своем ассортименте алкогольные напитки и продукты питания длительного срока хранения», – отмечает Игорь Гугля.

Антон Кондратенко рассказывает, что в их интернет-магазине чаще всего заказывают овощи, фрукты, бакалею, мясо, молокопродукты и кондитерские изделия. В  зависимости от сезона набор товаров может меняться.   

Какова доля онлайн-продаж в общем объеме? Этот вопрос Mind задал всем торгующим онлайн-ритейлерам. Ответили немногие. По словам менеджера по e-commerce Metro C&C Вячеслава Огнева, на данный момент доля онлайн-продаж незначительна. «Но она демонстрирует рост, что отражает изменения поведения клиентов в сторону онлайн-шоппинга в продуктовой категории», – говорит он.

«В среднем сегодня этот показатель составляет 2,5% (данные по регионам разнятся). За 2017 год доля онлайн-продаж возросла на 25%, по сравнению с 2016-м», – отмечает руководитель проекта интернет-магазина «Наш Край».  

Заместитель коммерческого директора FOZZY C&C рассказывает, что общий рост онлайн-продаж показывает отличный результат. «В прошлом году он составил практически 100%. В этом году мы увеличили долю на 50%, при этом рост по отдельным площадкам дошел до 200%», – говорит Игорь Стеценко, не уточняя долю в обороте.

По словам Игоря Гугли, доля онлайн-продаж у крупных национальных ритейлеров находится в пределах 2% (у большинства – менее 1%).  «Доля продаж продовольственных товаров через сеть в Украине никогда не приблизится к доле в таких сегментах, как бытовая техника, электроника, одежда и т.п. Сегодня лишь 6% украинцев  закупают продукты питания онлайн. Причем такие покупки совершаются достаточно редко. Объем данного сегмента очень невысок», – рассказывает спикер.

Какие факторы тормозят рост продаж продуктов питания через интернет? СЕО WebPromo (компании, которая работает с ритейлерами в онлайне) Юрий Копишинский выделяет немало барьеров: «не знаю, как выглядит продукт на самом деле» (касается овощей – фруктов), «не уверен в сроках годности»,  «неудобно», «встречай еще курьера – подвязывайся под время», доступность офлайн-магазинов и рынков у дома. «Вот с этими барьерами и ведут борьбу торговые сети. Ведь мы не привыкли покупать продукты питания в онлайне. Мы живем в одной из немногих стран Европы, где нет проблемы с продуктовыми магазинами у дома. Плюс сами города не огромные, что упрощает поездку в любой удобный магазин», – рассказывает Юрий Копишинский.

По словам Вячеслава Огнева, сейчас у потребителей только формируется доверие и осознание того, что доставленный товар будет качественным. «Но одной из ключевых  преград является сложная логистика, которая связана с необходимостью поддержания специального температурного режима на всех этапах: от момента сборки до момента доставки заказа к двери клиента», – рассказывает спикер.

У Антона Кондратенко схожее мнение. «Неготовность потребителей покупать продукты питания онлайн связана, в первую очередь, с неуверенностью в качестве «виртуальных» товаров и невозможностью самостоятельно выбрать продукты. Поэтому для продуктового ритейла очень важно оставить позитивное впечатление от первой покупки и поощрять клиента, чтобы интернет-пользователь стал постоянным клиентом. Также важную роль играют сроки доставки заказа», – говорит он.

«Есть определенные трудности в логистике замороженных и хрупких товаров. Основная из них состоит в том, что эти категории продуктов важно доставлять быстро. Но по причине ежедневных пробок в городе этот процесс затягивается», – уточняет Игорь Стеценко.

Игорь Гугля выделяет еще один барьер: «В отличие от других секторов, покупка еды в интернет-магазине потребителю не обходится дешевле, чем в «кирпичных» супермаркетах».  Впрочем, некоторые сети учли эту «недоработку» и предлагают скидки за «не хождение по магазинам».

Зачем сетям такая ниша? Ритейлеры все же пытаются завоевать и онлайн-аудиторию.  «Мы обязаны отвечать современным требованиям покупателей. Клиент будет выбирать способ покупки продуктов питания, исходя из разных обстоятельств: экономия времени, удобство доставки, выгодные цены и доставка заказа непосредственно к двери, что делает сервис значительно привлекательнее для клиентов, особенно для семей с меленькими детьми», – рассказывает Вячеслав Огнев.

Игорь Стеценко поясняет, что в онлайне предложения сети становятся более доступными. «Так, мы можем переместить полки с товарами в каждый дом и офис, где есть интернет. Онлайн-пользователей значительно больше, чем гостей, которых могут обслужить кассы наших торговых объектов», – считает заместитель коммерческого директора FOZZY C&C.

«Развитие онлайн-торговли – один из ключевых факторов успеха на сегодня. Уже не достаточно иметь сайт в интернете или выкладывать акционные предложения. Необходимо давать покупателям больше – возможность приобрести эти товары онлайн, при этом с оперативной и качественной доставкой», – говорит Антон Кондратенко. 

Хотя некоторые крупные сети уже успели свернуть проекты. К примеру, входящий в ТОП-10 крупнейших ритейлеров «Эко маркет», с 2015 года пытался торговать продуктами через  Zakaz.ua. Недавно президент сети «ЭКО» Виктор Повница сообщил, что проект был в большей степени маркетинговым – до заработков в нем было очень далеко. Теперь компания продает онлайн только в Чернигове.

Каковы шансы на успех маркетплейса «Ашан»? На фоне этой красочной картины они в ближайшей перспективе выглядят очень туманно. В самой компании пока не комментируют детали.

По мнению СЕО WebPromo, у бренда всегда больше шансов сделать успешный проект, чем у любого стартапа. «Ашан» в Украине имеет достаточно большую лояльную аудиторию, и это может положительно сказаться при старте проекта. Опять же, онлайн-платформа – это коммуникация с новым поколением клиентов, которые все больше покупают в сети. Важно не упустить этот момент и получить своего клиента», – полагает Юрий Копишинский.

Чем ритейлеры могут заманивать покупателей в онлайн? «Один из самых ценных факторов – время. Продукты мы покупаем постоянно. Если сложить все время, потраченное на покупки в магазинах, то мы увидим, что этот процесс отнимает существенную часть нашей жизни. Поэтому предлагаемый онлайн-сервис дает возможность перераспределить время и посвятить его семье, а не тратить на поход в магазин. Ценность времени можно назвать тем фактором, который будет постоянно толкать вперед онлайн-продажи», – поясняет Игорь Стеценко.

Юрий Копишинский также считает, что сети сделают ставку на этот стимул. «Сейчас времени катастрофически не хватает. Уверен, что оптимизация времени будет одним из факторов роста популярности покупок в онлайне.  Также поможет формирование привычки, что это удобно, быстро, комфортно и обыденно», – считает спикер.

По его словам, уже сейчас ритейлеры предлагают различные стимулы для онлайн-покупателей: специальные предложения, скидки, бонусы. «Для сетей онлайн – это возможность достучаться до новых покупателей и перейти в современный формат коммуникации с новым поколением целевой аудитории.  Данное направление будет развиваться. Но, наверное, более поступательно, чем агрессивно», – полагает СЕО WebPromo.

Заместитель коммерческого директора FOZZY C&C приводит конкретные примеры. «Мы запустили ряд преимуществ, благодаря которым покупателям интересно и выгодно совершать онлайн-покупки. Во-первых, понятное и конкурентное предложение по стоимости доставки. Во-вторых, ежедневно предлагаем более тысячи акционных товаров. В-третьих, ведем диалог с каждым гостем, чтобы товары в его корзине полностью соответствовали его потребностям.  В-четвертых, для жителей Днепра более семи месяцев действует бесплатная доставка», – перечисляет он.

Менеджер по e-commerce Metro C&C сообщает, что компания предлагает разный ценник: клиент платит меньше, покупая большое количество товара. «Также периодически мы проводим дни бесплатной доставки, чтобы новые клиенты смогли протестировать наш сервис. Предоставляем покупателям не просто доставку, а комплексную услугу заботы: персональный сборщик отбирает самые свежие продукты и упаковывает их в термобоксы, соблюдая товарное соседство. Заказ приезжает в нужный день и в один из семи временных слотов, которые выберет клиент», – перечисляет Вячеслав Огнев.

Руководитель проекта интернет-магазина «Наш Край» рассказывает, что они пытаются привлекать клиентов несколькими «магнитами». «Оперативность доставки – экономия времени клиента, отсутствие очередей и удобство осуществления покупок, не выходя из дома или офиса. Клиенты все больше убеждаются в оперативности и надежности онлайн-покупок, что однозначно способствует увеличению продаж. Кроме того, у нас действует акция на бесплатную доставку от 250 грн», – перечисляет Антон Кондратенко.

Источник – All Retail
Распечатать