контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Эпоха маркетплейсов: как онлайн-торговля развивается в Украине и мире  

08.11.2018 в 17:25
Эпоха маркетплейсов: как онлайн-торговля развивается в Украине и мире

Украинские тренды e-commerce схожи с мировыми, однако в нашей стране не обошлось без особенностей.

Business.ua пишет по том, какие тенденциии влияют на мировой e-commerce и как чувствуют себя отечественные компании этого направлении.

В интернете можно купить все. По крайней мере, учитывая темпы развития e-commerce по всему миру и проникновение технологий почти во все сферы жизни, в ближайшем будущем это утверждение будет более чем актуальным. Онлайн-торговля меняет и смежные отрасли экономики, например логистику, и заставляет офлайн-игроков выходить в сеть. Такие тенденции наблюдаются во всех ключевых регионах. Украина — не исключение.

Все будет e-commerce

Глобальный рынок электронной коммерции продолжает расти уже несколько лет подряд. Так, по данным международного аналитического сервиса Statista, в этом году общий доход e-commerce превысит $1,8 трлн. Прогнозируется, что в течение следующих четырех лет эта цифра будет расти со среднегодовым показателем в 9,7% и к 2022-му достигнет $2,6 трлн. Параллельно будет увеличиваться и проникновение интернета. Если в текущем году этот показатель ожидается на уровне 54,9% жителей планеты, то уже через четыре года он увеличится до 60,9%. Вместе с этим можно ожидать и роста «среднего чека» пользователя, который сейчас составляет около $ 633 в год.

Не менее оптимистичные прогнозы и относительно глобального рынка b2b e-commerce. Как отмечают аналитики компании Research аnd Markets, уже сейчас этот сегмент оценивается в триллион, и спрос на такие услуги для бизнеса только повышается.

При этом ожидается, что по итогам 2020 года объемы онлайн-продаж в b2b будут, по крайней мере, вдвое больше, чем у розничных игроков.

В то же время развитие электронной коммерции имеет влияние и на логистические компании, которые, собственно, занимаются доставкой интернет-покупок. Как считают в компании Worldwide Market Reports, в течение следующих пяти-шести лет увеличение глобального e-commerce-рынка будет стимулировать развитие крупнейших служб доставки в ключевых регионах, в частности FedEx, DHL, Gati, Aramex, Kenco Group, Clipper Logistics и многих других.

В этом году самым сегментом мирового рынка электронной коммерции считается fashion, то есть одежда, обувь, аксессуары и тому подобное. По некоторым данным, его объем оценивается в $524,9 млрд. Однако популярность онлайн-магазинов заставила развивать интернет-каналы продаж и традиционных ритейлеров. Как свидетельствует исследование компании Nielsen, сейчас онлайн-продажи товаров повседневного спроса (FMCG) растут в четыре раза быстрее, чем обычные. И есть все основания полагать, что эта тенденция в будущем будет только усиливаться.

Как отмечают аналитики компании, к 2022 году онлайн-продажи FMCG в мире оцениваться в $400 млрд, а среднегодовой темп роста достигнет 18,4%.

При этом в течение следующих пяти лет этот тренд будет особенно ощущаться в Европе, где уже сейчас около 26% потребителей покупают продукты, бытовую химию и другие товары из категории FMCG на интернет-площадках. Активно онлайн-FMCG развивается сейчас в Великобритании, где доля продаж достигла 6,35%. На втором месте — Франция с показателем в 6,3%. Кроме того, в топ-5 стран-лидеров попали Швейцария, Италия и Нидерланды.

Где интернет-магазинам торговать хорошо

В общем, если рынок будет развиваться нынешними темпами, уже через несколько лет онлайн-торговля опередит обычные магазины и супермаркеты. По прогнозам Euromonitor International, в 2021 году именно е-commerce станет крупнейшим розничным каналом в мире. В прошлом году такое перераспределение каналов состоялось в Азиатско-Тихоокеанском регионе (APAC), во многом благодаря бурному росту онлайн-ритейла в Южной Корее и Китае. При этом ожидается, что в текущем году на интернет-торговлю будет приходиться около 14% розничных продаж во всем мире.

Такие темпы проникновения объясняются в том числе и масштабной экспансией маркетплейсов, ведь их запуск считается одним из самых быстрых способов протестировать новые возможности и выйти на международные рынки.

Если говорить о географии, то сейчас самый локальный e-commerce-рынок сосредоточен в APAC. По данным компании eMarketer, в прошлом году его объем оценивался в $1,349 трлн. В то же время 83% интернет-продаж в регионе генерировал Китай. На втором месте оказалась Япония с объемом $38,15 млрд, а на третьем — Южная Корея с $35,58 млрд.

Второй по значению мировой регион — Северная Америка. Как отмечают аналитики eMarketer, в 2016 году онлайн-продажи здесь превысили $ 423 млрд, и за два года этот показатель должен увеличиться вдвое. При этом по итогам 2018 интернет-продажи в США составят 10% общего объема и превысят $ 526 млрд. Не менее важна для региона и Канада, где, по прогнозам, общий объем продаж в онлайне достигнет $28,66 млрд в 2021-м.

Европа считается третьим по величине мировым регионом. Ожидается, что в текущем году электронная торговля здесь аккумулирует прибыль на уровне $363,541 млн, а к 2022-му онлайн-продажи вырастут до $481,964 млн

Есть несколько трендов, будут наблюдаться по всему миру. Во-первых, это дальнейшее усиление роли маркетплейсов и рост крупнейших мировых игроков, таких как Amazon, JD.com, eBay, Etsy и других.

Во-вторых, онлайн-ритейлеры будут вынуждены совершенствовать инструменты доставки и изобретать новые опции, чтобы удовлетворить запросы покупателей. И закономерно, что логистические компании тоже активно вовлекаются в этот процесс.

Благодаря распространению интернет-торговли меняются и платежные инструменты, в том числе ожидается увеличение количества каналов оплаты и появление сервисов на основе криптовалюті.

Влиять на e-commerce будут и актуальные современные технологии. Так, широкое использование найдут искусственный интеллект и машинное обучение. С их помощью онлайн-магазины подстраиваются под индивидуальные пожелания каждого пользователя. Последние, кстати, побуждают игроков рынка к внедрению дополненной и виртуальной реальности, для того чтобы сделать покупки еще более удобными, а выбор проще. В то же время искусственный интеллект все шире используется в чат-ботах и виртуальных службах поддержки.

Еще одним мощным технологическим трендом является открытие онлайн-примерочных для интернет-магазинов. Над полноценным развертыванием такой опции работают крупные игроки рынка и многочисленные стартапы, разрабатывающие приложения для сканирования человеческого тела.

Онлайн-примерочные называют не только инструментом, который должен обеспечить увеличение количества заказов, но и способом уменьшить количество возвратов, из-за которых интернет-магазины получают убытки. Кроме того, аналитики рынка предсказывают широкое распространение автоматического анализа изображений и «покупок за фото», или же Snap and Shop. То есть пользователю достаточно будет сфотографировать вещь, загрузить снимок в сеть и найти аналогичный товар в интернет-магазине.

Что у нас

Точный объем рынка электронной коммерции в Украине все еще не посчитали. Как отмечает СМО LeBoutique Алексей Попов, говорить об объемах рынка достаточно сложно, однако, по его предположению, только сегмент online-fashion может достигать $ 200 млн в год.

«Комплексно оценить весь рынок очень сложно: грань между онлайн и офлайн стирается. Например, человек выбрал товар онлайн, а приобрела его в обычном магазине или наоборот, — объясняет Алина Бокова, начальник отдела маркетинговой аналитики компании EVO. — Многие транзакции проходят между людьми, скажем, в сообществах социальных сетей, и отслеживать их трудно «. По мнению эксперта, украинский рынок электронной коммерции увеличивается примерно на 30% ежегодно, но все еще очень отстает от мировых лидеров. «Например, в Китае каждая пятая покупка осуществляется онлайн, — добавляет она. — У нас, по разным оценкам, в онлайне происходит не более 3-4% покупок «.

По данным Ирины Холод, директора по маркетингу Новая почта, украинцы все активнее покупают различные товары в сети. Так, в прошлом году компания доставила 33 млн отправлений, совершивших покупателями онлайн-магазинов. По ее мнению, развитие электронной коммерции положительно влияет на деятельность логистических операторов.

«За январь — июль наши клиенты рынка e-commerce осуществили 19,2 млн отправлений, что почти на 27% больше, чем за аналогичный период прошлого года, — отмечает Холод. — В среднем в сегменте онлайн-торговли мы доставляли более 2,7 млн отправлений в месяц «.

По статистике Новая пошта, активно объемы заказов увеличивались в сегментах косметики и бытовой химии — на 55%. На втором месте — электроника (40%), на третьем — товары для детей (31%). При этом, по прогнозу Ирины Холод, в дальнейшем будут расти категории, которые до этого не были широко представлены в интернете. Речь идет о продуктах питания, медицинских препаратах, домашннй химии, готовых блюдах и тому подобное.

Вместе с увеличением рынка происходит и увеличение его игроков. Тренд на доминирование маркетплейсов появился в Украине несколько лет назад и продолжает набирать обороты. «Только за последние три года магазины Rozetka, Lamoda, LeBoutique, Kasta, F.ua изменили бизнес-модель на маркетплейс, — рассказывает Алина Бокова. — Доски объявлений SvitStyle, Hotline, OLX также запустили соответствующий функционал. Asos, AliExpress зашли в Украину. С нуля созданы маркетплейсы Bigl, Crafta, Vcene, Tasmarket. Даже Ашан запустил маркетплейс».

Как отмечает Алексей Попов, хотя тренд на доминирование маркетплейсов и не новый, за последний год он только усилился. Но в то же время на рынке остается место и для относительно небольших игроков, которые удачно заняли свою нишу и успешно в ней развиваются.

«Еще одна тенденция — это стремление онлайн-площадок стать неотъемлемой частью жизни людей построить экосистему вокруг потребителя. В частности, в этом смысл объединения EVO и Rozetka «, — говорит Алина Бокова.

Также эксперты утверждают, что в ближайшей перспективе игроки рынка будут концентрироваться на технологическом развитии и внедрении в свой бизнес инноваций. Особенно заметен спрос на системы анализа данных и прогнозирования. Не исключены и изменения в каналах коммуникации с пользователями, в частности, сейчас все больше площадок предоставляют клиентскую поддержку в популярных мессенджерах.

«Финансовые услуги (простая, удобная и безопасная оплата) и услуги (недорогая доставка) — основные драйверы роста электронной коммерции в Украине, — говорит Алина Бокова. — Чем быстрее будут развиваться эти направления, тем лучше для рынка «.

Также пользователям следует ожидать еще более плотного проникновения рекламы онлайн-магазинов в свою жизнь. При этом алгоритмы таргетирования аудитории постоянно совершенствуются, что позволяет чаще предлагать потенциальным покупателям самые релевантые товары.

И, конечно, в ближайшее время украинский e-commerce ждет усиление курса на «мобилизацию», трафик с мобильных устройств постоянно увеличивается и со временем превысит десктопный, как это произошло на развитых рынках.

В то же время эксперты сомневаются, что в ближайшей перспективе в Украину полноценно придут мировые гиганты электронной коммерции. А вот удастся ли отечественным игрокам вырасти до их уровня — время покажет.

Источник – All Retail
Распечатать