контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Почему потребительский оптимизм украинцев растет как на дрожжах  

16.10.2019 в 12:31
Почему потребительский оптимизм украинцев растет как на дрожжах

12 лет назад соотечественники не знали, что через год грянет кризис. Зато они видели, что денег становится больше, кредиты невероятно доступны, экономика растет, прогнозы на будущее оптимистичны. А потому население страны массово включило внутреннего потребителя и принялось приобретать все, что видело: от бытовой техники до автомобилей и квартир - пишет  НВ 

2019‑й по макроэкономическим показателям мало походит на 2007‑й. Да и сама страна уже не та. Но невзирая на окружающие проблемы и плохо просматривающееся будущее, украинцы вошли ровно в такую же стадию повышенного покупательского оптимизма, что и дюжину лет назад.

Индекс потребнастроений, который регулярно вычисляет компания Info Sapiens, в сентябре достиг отметки в 97,47 пункта из 200 возможных. Чем показатель выше, тем оптимистичнее ожидания украинцев, тем охотнее они готовы потреблять. И нынешний ИПН, по словам Инны Волосевич, замдиректора Info Sapiens, означает одно: соотечественники намерены тратить больше денег, не стремясь придержать их на черный день.

Причем еще в начале года потребительский пессимизм в настроениях общества превалировал — индекс едва превышал отметку в 65 пунктов. Невероятно, но факт: сейчас украинцы смотрят в будущее даже с большим оптимизмом, чем в период бурного экономического роста 2004−2008 годов. При этом они меньше опасаются инфляции и не столь откровенно пугаются безработицы.

Больше ос­тальных переполнены финансовыми надеждами и денежной беззаботностью люди в возрасте от 16 до 59 лет, то есть самая экономически активная часть населения страны. ИПН в этой группе, по данным Info Sapiens, заметно выше общего значения и составляет 101 пункт.

Кто инфицировал украинцев потребительской лихорадкой? Исследователи уверены: это сделал человек, который в мае пришел на Банковую.

Главная причина оживления потребнастроений — политическая, поясняет Волосевич: в стране недавно выбрали нового президента, получившего большую поддержку. И население продолжает возлагать на него столь же большие надежды.

Это привычный для Украины тренд, говорит Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии. По его словам, смена власти всегда сопровождается неоправданным ростом ожиданий, вслед за чем взлетает и ИПН.

Слова Вышлинского отлично иллюстрируют данные компании Gfk, которая долгое время замеряла в стране индекс потребнастроений. История началась еще с Виктора Ющенко: до победы первого Майдана ИПН равнялся 99,7 пункта, а после триумфа оранжевого лидера он разом вырос до 107. И это, к слову, был абсолютный рекорд за все время составления индекса.

Когда в феврале 2010‑го президентом стал Виктор Янукович, ИПН всего за месяц скакнул с 73,6 (в январе) до 89 пунктов (в марте). Последний результат оказался не предельным: в мае того года индекс добрался до пиковых 96,4. И лишь после этого пошел на спад.

Не столь решительно, но все же заметно ИПН прибавил по итогам мая 2014‑го, когда на Банковую вселился Петр Порошенко: оптимизм населения тогда вырос с апрельских 60,6 пункта до июньских 68,3. А вот дальше индекс пошел вниз на фоне начавшейся девальвации гривни, реформы банковской системы и боевых действий.

Теперь настал черед Зеленского творить чудеса с ИПН: с мая, то есть с момента инаугурации нового президента, индекс потребнастроений вырос почти на 14 пунктов.

Впрочем, у нынешнего оптимизма украинцев есть и объективный фундамент. Например, рост доходов. Как говорит Михаил Ребрик, главный менеджер по макро­экономическому анализу Райффайзен Банка Аваль, в период с июля 2018‑го по июль 2019‑го реальная зарплата выросла на 10%. В августе рост продолжился, хоть и с некоторым замедлением — скорее всего, на статистике отразились отпуска, поясняет эксперт.

И инфляция замедлилась, отмечает Волосевич из Info Sapiens: лишь за август она сократилась с 9,1% до 8,8%. На конец года, по прогнозам Нацбанка, инфляция снизится еще существеннее — до 6,3%, а к началу 2020‑го — до 5%. А тут еще и гривня продолжает расти: по сравнению с началом года нац­валюта укрепилась на 15%.

Больше денег стало заходить в страну и от заробитчан: за первые полгода они перевели на родину $ 5,5 млрд, что на $ 254 млн больше аналогичного показателя 2018‑го, подсчитали в НБУ. Более того, благодаря увеличению числа трудовых мигрантов растут доходы и у наемных сотрудников внутри страны. Ведь работодатели вынуждены повышать зарплаты, конкурируя за персонал, говорит Александр Мартыненко, руководитель подразделения по корпоративному анализу инвесткомпании ICU.

Изменение потребнастроений в первую очередь отражается на розничном товарообороте, говорит Елена Белан, главный экономист инвесткомпании Dragon Capital (владеет Медиа-ДК, который издает НВ). При позитивной динамике индекса люди потребляют больше различных услуг, — например, чаще ходят в рестораны.

А крепнущая гривня, по словам Всеволода Степина, директора по продажам Метро Кеш энд Керри Украина, привела к удешевлению импортных товаров. Что тоже позитивно повлияло на спрос. Признаки покупательской лихорадки заметны во всех сегментах розничной торговли.

По данным Gfk, в первом полугодии 2019‑го, если сравнивать с аналогичным периодом 2018‑го, общие продажи бытовой техники и электроники выросли на 11%. А отдельные группы прибавили еще заметнее: например, мелкая бытовая техника — 18%.

Выросли и продажи бытовых товаров, отмечают в сети магазинов мебели и товаров для дома JYSK. Увеличилось как количество покупателей в магазинах, так и число онлайн-заказов и запросов на доставку, уточняет Евгений Иваница, кантри-менеджер JYSK Украина.

По его словам, прирост продаж у компании за финансовый год, который завершился в августе, составил 45%. А товарооборот за этот период достиг 2 млрд грн. Поэтому сеть JYSK в Украине, насчитывающая сегодня более полусотни магазинов, в следующем году планирует открыть с десяток новых торговых точек.

Украинцы теперь заметно чаще позволяют себе и путешествия за границу. Так, пассажиропоток в украинских аэропортах продолжает бить рекорды: за восемь месяцев 2019‑го там обслужили 16 млн человек, что на 19% больше, чем за аналогичный период 2018‑го.

«Экономическое поведение становится смелее: люди более склонны брать кредиты или, например, менять работу и требовать повышения зарплаты, потому что не боятся ее потерять», — говорит Волосевич.

Данные НБУ показывают рост спроса населения на кредиты. «Этому способствовало увеличение расходов на товары длительного пользования», — отмечают эксперты госрегулятора. Общий объем выданных населению займов уже превысил 200 млрд грн.

«Население больше потребляет в целом, и это способствует экономическому росту», — говорит Белан. Так и есть: по оценкам Нацбанка, рост потребления во втором квартале этого года привел к рекордной — на 4,6% — прибавке ВВП.

«Потребительский» вклад в ВВП, по оценкам Ребрика, составил 0,7%.

Эффект от нынешнего оптимизма покупателей может оказаться краткосрочным, предупреждает Белан. Ведь соотечественники в угаре потребления покупают больше импортных товаров. «Туризм, техника, автомобили — большая часть денег идет за границу, — говорит эксперт. — Когда потреб­ление стимулирует импорт, то эффект для экономики хоть и есть, но несущественный».

Более того, серьезный спрос на ввозимую в страну продукцию давит на валютный курс. А это, по словам Белан, способствует девальвации гривни.

Высокий темп роста розничной торговли может разогнать инфляцию и увеличить внешнеторговый дефицит, предупреждает Мартыненко из ICU.

«Для долгосрочного эффекта необходимо улучшение инвестиционного климата, реформы», — уточняет Белан. Все это стимулирует процесс появления в стране инвесторов и открытие новых предприятий — как иностранных, так и национальных. И тогда ожидания украинцев подкрепятся растущими возможностями получить работу и хорошую зарплату, что и станет основательным фактором, играющим на пользу всей экономике.

Пока же оптимизм наигран и хрупок. И настроения потребителей, по мнению Вышлинского, могут ухудшиться в любой момент. Для этого достаточно, уточняет Волосевич, любого негатива: от старта отопительного сезона, сопровождающегося резким ростом расходов на коммуналку, до ослабления гривни.

Да и эффект от появления нового президента обязательно пройдет — доказано тремя предшественниками Зеленского.

Источник – All Retail
Распечатать