контакты

Исследования

Мероприятие

Журналы

Аналитика

Коронавирус может навсегда создать привычку покупать свежие продукты онлайн  

18.03.2020 в 20:50
Коронавирус может навсегда создать привычку покупать свежие продукты онлайн

COVID-19 оказывает большое влияние на китайскую экономику и вызывает серьезную озабоченность у ритейлеров. Эксперты Euromonitor в отчете «Влияние коронавируса на сектор FMCG и сферы услуг в Китае» проанализировали, как вирус повлиял на несколько отраслей сектора ходовых товаров в этой стране. Некоторые тенденции определенно переместятся в Европу.

Авторы доклада отмечают, что в некоторых отраслях промышленности Китая наблюдается просто крутое падение. В первую очередь это отрасли, требующие прямого контакта с клиентом, то есть туризм, доставка продуктов питания или торговля. В свою очередь, электронная коммерция испытывает очень большой рост интереса. Особенно растут компании, которые давно присутствующие на рынке. В свою очередь, для молодых предпринимателей это шанс для быстрого развития.

Как указывают авторы, поскольку COVID-19 распространяется по всему миру, поведение потребителей и рынка, наблюдаемое в Китае, также будет заметно в затронутых кризисом странах.

Алкоголь

В отчете представлены перспективы для нескольких отраслей. Одной из них являются алкогольные напитки. Как подчеркивают авторы, закрытие многих ресторанов окажет значительное влияние на продажу алкоголя в I квартале. Особенно в секторе HoReCa, на который приходится более 46% продаж алкоголя в Китае. Кроме того, из-за закрытия многие рестораны и бары могут иметь значительный резерв алкоголя, что может привести к меньшему пополнению запасов в последующих кварталах. А это, в свою очередь, может негативно сказаться на производителях.

Эксперты отмечают, что, несмотря на то, что весь рынок сталкивается с аналогичными проблемами, канал розничных продаж пострадает гораздо меньше, чем канал HoReCa. Это связано с тем, что потребители накапливают товары про запас. Если эпидемия продолжится до II квартала, негативная тенденция только усугубится.

Пиво является крупнейшей алкогольной категорией на китайском рынке. В прошлом году в Поднебесной было продано 46,5 млрд. литров этого напитка. Авторы доклада прогнозируют, что вирус не окажет значительного влияния на пивоваренную отрасль, потому, что пик эпидемии пришелся на I квартал, когда пиво и так покупалось в меньших количествах. Эксперты прогнозируют, что если Олимпийские игры и ЕВРО-2020 по футболу, запланированные на ближайшие месяцы, все же состоятся, отрасль возместит свои убытки. Нынешняя ситуация может также стимулировать продажу алкоголя через Интернет, тем более что такие гиганты, как Tmall или JD.com, предлагают широкий ассортимент этого типа напитков.

Средства по уходу за телом

Коронавирус негативно повлиял на китайский рынок косметики и средств по уходу за телом. В настоящее время он стоит 470 млрд. юаней и увеличивался в последние годы на 9% в год.

«Эпидемия может иметь некоторые негативные последствия для отдельных категорий, включая цветную косметику. С другой стороны, было отмечено, что мыло фиксирует рекордное увеличение продаж», - говорится в отчете.

Негативное влияние на продажу косметики для макияжа, как подчеркивают авторы, в первую очередь связано с длительным пребыванием дома, не выходя на улицу.

С повышением осведомленности потребителей о самозащите во время эпидемии жидкое мыло и дезинфицирующие средства были распроданы в миг. Спрос стал настолько высок, что некоторые производители, которые ранее не специализировались на производстве мыла, хотят представить его на рынке.

Эксперты прогнозируют, что вспышка коронавируса ускорит онлайн-продажи. Электронная коммерция уже является одним из важнейших каналов продаж в Китае. 30% продаж средств по уходу за телом приходится на этот канал. Относительно цветной косметики - то это уже 38%. Кроме того, во время пандемии некоторые интернет-магазины используют агрессивную рекламную тактику.

Основные продукты питания и свежие продукты

Эксперты отмечают, что во время эпидемии категории продуктов с длительным сроком хранения, включая замороженные продукты, макароны или обработанное мясо, чаще покупаются из-за возможности хранения их про запас. Авторы отчета ожидают снижения спроса на данный вид продукции в сфере общественного питания. К сожалению, увеличение розничных продаж, скорее всего, не компенсирует снижение в секторе HoReCa.

Китайцы также прогнозируют увеличение онлайн-продаж свежих продуктов. В 2019 году продажи таких продуктов в Интернете составляли 6,3% от общего объема розничных продаж. Эксперты прогнозируют важную деталь - коронавирус может навсегда создать привычку покупать свежие продукты онлайн.

Доставка продовольственных товаров

Что касается доставки продуктов, то на нее меньше всего среди всех секторов общественного питания повлияла эпидемия коронавируса.

«Бесконтактные услуги все чаще будут наиболее предпочтительным вариантом. Многие креативные методы доставки еды уже внедряются, например, такие как доставка с помощью дронов - услуга, предоставляемая платформой JD.com», - говорится в отчете. Эксперты также подчеркивают, что после снятия ограничений, связанных с карантином, потребители наверняка захотят воспользоваться «эффектом отражения» и будут посещать бары и рестораны чаще, чем обычно. Однако период эпидемии компенсирован не будет.

Но есть и плюсы. В отчете упоминается, что коронавирус может привести к перетасовкам в индустрии общественного питания, что сделает ее более устойчивой к дальнейшим потенциальным угрозам.

Индустрия потребительских услуг будет стремиться к большей ориентации на цепочку поставок и большей стандартизации услуг. В фаворе у капитала будут бренды с высокой стандартизацией деятельности и диверсифицированным портфолио. Кроме того, развитие онлайн-продаж обеспечит большую гибкость и баланс между услугами на месте и на вынос.

Молочная промышленность

По мнению авторов отчета, молочная отрасль также сильно пострадает, так как магазины являются важным каналом сбыта этого продукта в Китае. Однако эксперты признают, что в долгосрочной перспективе эпидемия может повысить осведомленность потребителей о питании и укрепить умственную связь между этой категорией продуктов и иммунитетом. Функциональные продукты и продукты с высоким содержанием белка выиграют больше всего.

Симптомы этого уже наблюдаются. После начала эпидемии потребители стали чаще покупать молоко и йогурт. Все из-за того, чтобы, как заявляют эксперты, повысить иммунитет. Правительство Китая, при многочисленных ограничениях на транспортировку различных продуктов, рекомендовало не лимитировать поставки молока в магазины. В основном оно покупается в стационарных магазинах, что усиливает давление на ритейлеров, которые стараются не снижать поставки. Во время пандемии в Китае также выросли онлайн-продажи всех без исключений молочных продуктов.

Источник – All Retail
Распечатать