Россия: рынок продуктовой розницы еще слабо консолидирован
Компания X5 Retail Group в 2008 г. заняла 3,5% рынка всей продуктовой розницы. Выручка «Ашана» составила 2,3% от общего оборота, а на долю «Магнита» пришлось 2,1%. Таковы данные исследования «Продуктовый ритейл: конкурентный анализ и стратегии лидеров. Топ-10», которое провела компания «Экспресс-обзор».
Тем не менее, на текущий момент рынок продуктовой розницы слабо консолидирован. Пять крупнейших торговых сетей контролируют 11% розничного рынка.
Компания Metro Group Russia заняла 2% рынка. Значительно улучшила свои показатели сеть «О’Кей», сумевшая за три года подняться с десятого места в рейтинге ведущих продуктовых ритейлеров до седьмого. На фоне быстро развивающихся сетей «О’Кей», «Копейка» и «Лента», компания «Седьмой континент» потеряла четыре позиции: в 2006 г. ритейлер занимал пятое место в рейтинге, а по итогам 2008 г.– только девятое.
«Среди компаний, демонстрирующих наилучший показатель эффективности использования торговых площадей, последние три года выделяется компания «Ашан», один квадратный метр которой приносит компании 400 000 руб. в год», - говорится в исследовании. Одно из наилучших значений показателя принадлежит также ГК «Виктория». Меньше всего выручки среди десяти крупнейших продуктовых ритейлеров приносит квадратный метр сети «Магнит». Основной причиной, по данным «Экспресс-обзора», является слабая представленность магазинов этого формата в высокодоходных городах. После двухлетнего лидерства в 2008 г. сеть «Магнит» уступила первое место по количеству торговых площадей компании «X5 Retail Group». Уже третий год подряд третье место принадлежит Мetro Group Russia, четвертое - «Ашан» и десятое - ГК «Виктория».
Наибольшая выручка на один магазин среди ТОП-10 продуктового ритейла уже последние три года наблюдается у сети «Ашан», следует из исследования «Экспресс-обзора». Чуть меньше показатель у Metro Group Russia, сеть гипермаркетов «Лента» занимает третью позицию в рейтинге. Выручка на один гипермаркет «Ашана» в два раза превышает ближайшего конкурента - «Метро».
Согласно данным отчета, самой динамичной компанией по показателю прироста количества магазинов в 2006-2008 гг. стала ГК «О’Кей», количество магазинов которой увеличилось почти в три раза. В абсолютном выражении больше всех (почти на 400 магазинов), выросла сеть «Магнит». Всего по России на десять ведущих ритейлеров приходится более 5000 магазинов.
В формате «супермаркет» лидирует магазины «Перекресток» компании X5 Retail Group. По итогам 2008 г. общая выручка «Перекрестка» в два раза превысила аналогичный показатель супермаркетов «Седьмой континент». Это связано с не только большей величиной выручки на один магазин «Перекрестка» по сравнению с конкурентом, но и с лидерством сети по количеству магазинов этого формата (у «Перекрестка» почти в два раза больше супермаркетов, чем у «Седьмого континента»). При этом «Перекресток» уступает магазинам «Виктория» по средней выручке на один магазин и средней торговой площади, а магазинам «Минимарт» (ГК «Дикси») - по показателям средней выручки на 1 кв. м. и росту сопоставимых продаж.
Прочитать об аналогичном анализе рынка розничной торговли Украины Вы можете здесь.
Источник: Retailer.ru