Украинцы поддерживают отечественных производителей
Украинские потребители стали более лояльно относиться к товарам, произведенным внутри страны. Объемы их розничных продаж в I полугодии снизились всего на 0,72 млрд грн, в то время как общее падение рынка составило 7,4 млрд грн. Население переориентируется на товары украинского производства в связи с девальвацией гривны и снижением доходов. Однако, как считают эксперты, это не будет длительной тенденцией.
Объем розничных продаж в I полугодии сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,4 млрд грн, до 99,8 млрд грн, сообщил вчера Госкомстат. Это основное последствие снижения покупательной способности населения.
При этом если в предыдущие периоды доля непродовольственных товаров, включая автомобили и ювелирные изделия, в торговом обороте увеличивалась (в I полугодии 2008 года рост составил 2,4 процентных пункта), то за год их доля упала на 6,6 п. п. (до 60,5%). Продажи сократились на 11,55 млрд грн – до 60,38 млрд грн. "Традиционно рост доли непродовольственных товаров в структуре покупок граждан свидетельствует об увеличении их достатка.
В текущем году реальные доходы населения снизились. К тому же граждане практически потеряли возможность брать потребительские кредиты",– отметила аналитик компании Gainsfort Research Евгения Ахтырко. В то же время население не может снизить расходы на еду – доля продовольственных товаров выросла за год на 6,6 п. п. (до 39,5%), а объем рынка продуктов питания – на 4,15 млрд грн, до 39,42 млрд грн.
Изменилась и структура розничных продаж. Снижение объема реализации импортных товаров в январе-июне на 6,68 млрд грн составило 90% общего сокращения торгового оборота. Основная причина – девальвация гривны, в связи с чем импорт подорожал в 1,5 раза. Объем продаж товаров украинского производства упал всего на 0,72 млрд грн, до 67,46 млрд грн. В результате за год доля украинских товаров в торговых сетях выросла с 63,6% до 67,6%. Выручка от продаж непродовольственных товаров упала на 4,4 млрд грн (до 32,6 млрд грн), от продуктов питания – выросла на 3,6 млрд грн (до 34,8 млрд грн).
Лидеры и аутсайдеры украинских товаров в торговле, %
Аналитик ИК Astrum Investment Management Алексей Блинов отметил, что несмотря на рост объемов продаж украинских продуктов питания, их доля снизилась на 0,2 п. п. (до 88,3%). "Это означает, что способность украинской пищевой промышленности к импортозамещению исчерпалась. По большинству товарных групп доля отечественных продуктов уже превышает 90%",– подчеркнул он. Исключением являются фрукты (всего 56,1% украинской продукции), кофе (56,1%) и чай (65,5%).
Более заметен процесс импортозамещения в структуре продаж непродовольственных товаров – доля продукции отечественного производства выросла на 2,6 п. п. (до 54%). Более всего увеличилось присутствие в рознице одежды, обуви, печатной продукции, бытовых неэлектронных товаров.
"После девальвации гривны на фоне резкого уменьшения объемов покупок импортных товаров только по немногим группам товаров украинские производители могут предложить аналогичную продукцию. В других группах потребитель часто вынужден временно отказаться от покупок",– считает господин Блинов.
Автор: Юрий Панченко
Источник: "КоммерсантЪ"