Опубликовано

Кто зарабатывает на продуктах из госрезерва?

Если ранее товарные интервенции государства особого ажиотажа в среде ретейлеров не вызывали, то сегодня за госрезервным сахаром сетевики выстраиваются в очередь. На этой неделе Государственный комитет по материальному резерву выставил на аукцион 3,48 тыс. т замороженного мяса. Участники этих торгов имеют хорошую возможность заработать, ведь в рознице такое же мясо реализуется почти в два раза дороже.

Товарные интервенции из государственных резервов в Украине носят периодический характер и осуществляются, как правило, во время резкого роста цен на продукты питания на потребительском рынке. Список торговых сетей, допущенных к реализации продукции из госрезерва, формирует Министерство экономики. В то же время в регулярных аукционах, где Госкомрезерв реализует товары, срок годности которых уже "на пределе" (прежде всего мясо), ретейлеры практически не участвуют. По их правилам участниками торгов должны выступать непосредственно переработчики продукции, а также предприятия, входящие в структуру Госкомрезерва. Но в неофициальных беседах эксперты признают, что случаи, когда проданные через аукцион посреднику госрезервные мясо или мука затем еще несколько раз перепродаются, прежде чем доходят до переработчика (мясокомбината, хлебозавода) или поступают в розничную продажу, не редкость. Учитывая тот факт, что стартовые цены на госрезервную продукцию почти вдвое ниже рыночных (мясо курицы выставляется по 11,95 грн./кг, говядина - по 27,75 грн./кг, свинина - по 22,1 грн./кг, данные из открытых источников), а объемы выставляемых на ежемесячные аукционы партий примерно одинаковы, нетрудно посчитать: только "мясные" заработки посредников составляют свыше 500 млн. грн. в год.

В прошлом году в период мясных интервенций многие торговцы отказались от сотрудничества с государством. Генеральный директор ООО "ЕКО" Виктор Повница говорит, что основной причиной отказа было низкое качество мяса. "Цены на продукцию также не были адекватными, - вспоминает гендиректор торговой сети "Край" Виктор Матяш. - Посчитав все затраты, мы увидели, что закупки мяса из госрезерва были бы убыточными".

В нынешнем году ретейлеры действия Госкомрезерва оценивают более оптимистично. Когда в августе Кабинет министров разрешил Государственному комитету по материальному резерву реализовать 28 тыс. т сахара для стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке, торговые сети приняли активное участие в дележе сладкой продукции. Еще бы: с учетом транспортных расходов торговые сети могут заработать на госрезервном сахаре 14,7 млн. грн. В денежном выражении объем общих поставок сахара при госрезервной закупочной цене 3,5 грн./кг должен составить 98 млн. грн. В розничных ценах это 117,6 млн. грн. (при условии, что весь объем сахара действительно выйдет на рынок).

По мнению коммерческого директора сети "Велика кишеня" Дмитрия Каширина, главный плюс для ретейлеров - низкая цена продаваемых ими товаров. На тот же госрезервный сахар цены в супермаркетах на 2,30-3,70 грн./кг ниже, чем на сахар "от поставщиков". В результате конечные потребители экономят на нем 30-50%. По наблюдениям Виктора Повницы, продажи дешевого сахара обеспечивают существенный рост покупательского потока, увеличение которого сейчас является первоочередной задачей любой торговой сети. Розничные покупатели вдобавок к недорогому сахару параллельно приобретают в супермаркетах и другую продукцию. "Реализуя дешевый госрезервный сахар, ретейлеры значительно увеличивают товарооборот своих магазинов и повышают абсолютное значение собственной прибыли. От момента прихода резервного товара в магазин до его реализации "под ноль" проходит всего 1-1,5 дня", - поясняет гендиректор торговой сети "Наш край" Виктор Мольченко.

При реализации сахара как социально значимого продукта существуют ограничения, связанные с размером предельной торговой надбавки. "За счет более высокого уровня торговой наценки, который разрешено использовать при продаже конкретного продукта питания из Госкомрезерва и Аграрного фонда (по сравнению с предельным уровнем торговой надбавки на этот же товар, полученный от других производителей/поставщиков), предприятия розничной торговли имеют возможность улучшить финансовые результаты своей хозяйственной деятельности", - уточняет начальник Государственной инспекции по контролю над ценами Наталья Немодрук. К минусам в работе с государством большинство ретейлеров относят непрозрачность и забюрократизированность схемы получения документов и разрешений на реализацию. "Оказывается очень большое сопротивление, поскольку предприятиям и посредникам сахар выгоднее сейчас продавать за границу", - отмечает Виктор Матяш.

Самым болезненным даже для крупных сетей стали условия оплаты: полная предоплата за товар. При этом ретейлеры утверждают, что графики отгрузок сахара с заводов зачастую не соблюдаются, да и не всегда он есть в наличии. "Когда мы получали сахар в Тернопольской области, на заводах образовывались живые очереди: товар забирал тот, кто первый приехал. Выходит, мы отправили две машины за 30 км наобум, не зная, будут они загружены или нет", - возмущается вице?президент по развитию "Пакко?Холдинга" Олег Крыжанивский. Эксперты из "Великой кишени" связывают появление очередей из ретейлеров с ограниченным сроком действия договоров и с тем, что отпускная способность предприятий низка - 10-20 машин в день, а объемы товара по договорам гораздо выше. Впрочем, отказываться от сотрудничества с Госкомрезервом ретейлеры не собираются. "Если бы интервенции по другим группам социальных продуктов были аналогичны по частоте и характеру сахарной, это был бы огромный плюс как для покупателей (приемлемая цена), так и для сетей (больший оборот средств)", - убежден Виктор Мольченко.

Автор: Светлана Борисова

Источник: "Комментарии"