Эксклюзив: Интервью с руководителем отдела маркетинга сети "Салют"
Львиную долю украинской food-розницы в количественном выражении составляют локальные торговые сети. Это те операторы, география деятельности которых ограничивается одним регионом страны. Таких компаний на украинском ритейл-рынке сегодня около 50.
Самое большое влияние локальных торговых сетей наблюдается в Западной Украине: 23% сетевого товарооборота этого региона формируется именно такими операторами. Среди них - луцкая сеть "Салют". Allretail.com.ua пообщался с "мозговым центром" компании - руководителем отдела маркетинга Сергеем Ожемой.
- Здравствуйте, Сергей. В кулуарах розничного рынка Украины бытует мнение, что мелкие локальные сети выйдут из кризиса менее «покусанными». Мол, не будучи обремененными безумными кредитными обязательствами, такие ритейлеры смогли аккумулировать некоторые средства и могут себе даже позволить сейчас открывать новые точки и более-менее нормально рассчитываться с поставщиками. Взяв за пример сеть «Салют», можете ли Вы утверждать, что такое мнение имеет право на жизнь?
- Если рассматривать сеть "Салют", то Ваши рассуждения вполне правильны и обоснованы. Для нашей сети характерны и хорошие взаимоотношения с поставщиками, и активный поиск новых объектов для развития.
- В чем вы видите преимущества и недостатки сети супермаркетов «Салют»?
- В первую очередь, преимущество магазинов заключается в удачном расположении и правильно выбранном формате торговли. К недостаткам я бы отнес несформированные стандарты бизнес-процессов.
- Каким образом Вы строите Ваши отношения с производителями в сегодняшних условиях? Существует ли риск отказа от дальнейшего сотрудничества с некоторыми производителями?
- С производителями отношения складываются хорошо – в первую очередь из-за стабильных финансовых взаиморасчетов. Риск отказа работы невелик, хотя ассортимент будет оптимизирован и возможна смена или отказ работы с некоторыми поставщиками, но это скорее единичные случаи.
- Расскажите о Ваших планах по дальнейшей экспансии в Украине.
- Экспансии по Украине?! Таких планов нет. Скорее, речь идет о планомерном развитии в регионе.
- Рентабельность локальной торговой сети (на примере сети «Салют») выше или ниже по сравнению с национальной? Почему?
- Мне кажется, некорректно сравнивать рентабельность национальных и локальных сетей. Сегодня рентабельность розницы в большей мере привязана к кредитным обязательствам и умении работать с покупателями, а не от размера сети.
- Помогают ли (или мешают) местные власти Волыни развитию сети «Салют? Если да, то каким образом?
- Скорее да, преимущество локальной сети в более тесном сотрудничестве с местными властями.
- Какая доля в общем объеме ассортимента сети «Салют» приходится на продукцию местных волынских производителей?
- Таких данных нет, но однозначно по некоторым группам довольно высокая. В формировании ассортимента учитывается даже отличия в покупательских предпочтениях между областным центром и районами.
- Каким образом отдел маркетинга «Салюта» реагирует на падение потребительского спроса у населения?
- Основная задача нашего отдела маркетинга - увеличить потребительский спрос внутри сети, и для этого используется весь набор инструментов маркетинга: гибкая ценовая политика, адаптированный ассортимент, рекламная поддержка, изучение потребительских настроений и т.д.
- Последний открытый магазин «Салют» в Луцке по ул. Грушевского совсем не похож на своих предшественников ни визуально, ни концепцией. Он больше по размеру, имеет внушительную парковку, экстерьер магазина тоже был подвержен изменениям. С чем были связаны такие пертурбации именно с этим магазином?
- Магазин по ул. Грушевского является итогом развития сети и постепенно все магазины будут "подтягиваться" к этому уровню.
- Как Вы считаете, украинская политика может эффективно влиять на развитие розничного бизнеса в нашей стране?
- Хотелось бы, чтоб эти два понятия были разделены. Для многих людей в нашей стране словосочетание "украинская политика" приобретает нецензурный оттенок.
- Каким вы видите будущее украинского food-ритейла через 3-5 лет?
- В целом по ритейлу будут улучшены стандарты обслуживания, стандарты работы персонала, усилится присутствие иностранных игроков. Эти процессы уже активно развиваются, в первую очередь из-за спада покупательной активности, и снижение рентабельности розничного бизнеса.
- Какой канал коммуникации ритейлера с потребителем наиболее эффективен, по вашему мнению?
- Сложно выделить какой-то отдельный канал – я думаю, что наиболее эффективным является одновременное использование множества каналов коммуникации.
А если вести разговор о формате "магазин возле дома", то основным каналом коммуникации является собственно сам магазин.
- Какую наибольшую ценность несет сеть «Салют» потребителю?
- Сложный вопрос. Наверно можно сформулировать так: дать возможность потребителю приобретать необходимые товары с минимальными затратами времени и с хорошим настроением.
- Как позиционирует себя сеть? Какие ключевые точки дифференциации?
- Как сеть магазинов, ориентированных на запросы потребителей, которые проживают или работают в торговой зоне.
- Изучаете ли Вы зарубежный опыт в своей работе, используете ли вы его?
- Обязательно изучаю и по возможности использую.
Портал Allretail.com.ua благодарит группу компаний "Нектар" (сеть магазинов "Салют", г. Луцк) за помощь в создании материала.
Источник: www.allretail.com.ua