Опубликовано

Как формируется стоимость торговой сети в нынешних условиях?

Украинский ритейл до кризиса и после него – это совсем разные вещи. Галопирующий рост с динамикой в 20% в год, массовое открытие новых торговых точек разных форматов с осени прошлого года остановилось. Сегодня торговые компаний, которые готовы качественно развиваться в условиях падения экономики, можно сосчитать на пальцах двух рук.

Мы задались вопросом, который особенно тревожит собственников торговых сетей сегодня: а сколько в реальности стоит их бизнес сейчас?

В период с 2001 по 2004 гг. ключевым мультипликатором в оценке бизнеса при сделках M&A в ритейле была доля рынка. Консолидаторы рынка просто не имели возможности проверить деятельность непрозрачных ритейлеров и ограничивались оценкой прав собственности и проверкой товарооборота магазинов. То есть покупатель «примерял» исследуемые розничные активы к своим операционным показателям, делая при этом дисконт на различные риски.

В 2005-2007 гг. при определении стоимости торговой сети нам настойчиво рекомендовали обращать внимание на ее товарооборот: в то время и большие, и малые сети могли продать свой бизнес за 0,8-1,2 годовой выручки.
Непрозрачность большинства розничных компаний, не позволяющая провести адекватную оценку бизнеса, является самым распространенным препятствием совершения сделок M&A. Из практики: на розничном рынке Украины уже представлены крупные региональные сети, управляющие более чем 150 магазинами и имеющие при этом порядка несколькими десятками юридических лиц.

С прошлого года методика оценки розничных активов изменилась. Финансовые аналитики стали использовать рыночные мультипликаторы публичных компаний: помимо товарооборота инвесторов интересовал показатель EBITDA. Дадим слово самим экспертам.

Андрей Пивоварский

, директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital:

Сегодня применяются два сосуществующих, но в то же время очень разных, подхода к оценке компаний. В первом случае оценка формируется потенциальными покупателями, а во втором - продавцами сетей. Большинство украинских ритейлеров будут иметь отрицательную стоимость, если применить к ним стандартные подходы оценки, поэтому и покупатели, и продавцы вынуждены подходить к оценке нестандартно.

Покупатели сегодня, как и год назад, смотрят на мультипликаторы по EBITDA и продажам, DCF анализ, делают оценку основных средств. Однако они смотрят на финансовые параметры в основном с целью сравнения, а не для того, чтобы определить продажную стоимость сети. В процессе сравнения мультипликаторов предлагаемой цены сделки с другими публичными ритейлерами, например, покупатели могут увидеть, не переплачивают ли они слишком много.

Для финансовых покупателей основным фактором сегодня является определение стоимости бизнеса, исходя из потенциального заработка при выходе из него. Например, если финансовый покупатель ожидает получить при выходе из инвестиции IRR на уровне 30%, тогда он попробует спрогнозировать стоимость сети при выходе (через 3-5 лет), используя мультипликатор по EBITDA, и продисконтирует эту стоимость под 30% годовых. Это и будет максимум, который такой покупатель готов будет заплатить за актив. Но после этого потенциальный покупатель еще будет «корректировать» стоимость компании на риски, связанные с ее деятельностью, т.е уровень закредитованности, возможность реструктуризации банковской задолженности, отношения с поставщиками, прочее.

Стратеги будут оценивать сеть практически также как и финансовые инвесторы, однако у стратегов горизонт инвестирования больше, 5+ лет, а ожидаемая доходность меньше. Кроме того, стратегический инвестор добавит несколько качественных элементов к оценке сети, например, значительно больший упор он сделает на привлекательность рынка в перспективе, возможность синергии в глобальных закупках и прочее.

Для продавцов же сегодня главная задача сводится, говоря простым языком, к следующему: как благодаря продаже сети покрыть все долги перед кредиторами и контрагентами, и при этом получить что-то дополнительно (так сказать «на жизнь»). Если сумма «долг + «на жизнь» совпадет с предложением покупателя, тогда сделка имеет шанс на успех.

Очевидно, что в сегодняшнем рынке разница в ожиданиях покупателей и продавцов очень велика. В такой ситуации владельцы сетей предпочитают вести переговоры с банками о реструктуризации, а с поставщиками о фиксировании просрочки, причем все договоренности они хотят зафиксировать юридически. Таким образом, владельцы получают пространство для жизни и время на поиск потенциального покупателя, который оценит сеть по достоинству.

Инна Бисовецкая

, старший консультант CB Richard Ellis, департамент стратегического консалтинга:

Основным индикатором, позволяющим инвестору оценить привлекательность того или иного бизнеса, в частности торговой сети, был и остается показатель EBITDA.

Однако в условиях кризиса у многих ритейлеров данный показатель отрицательный, т.е. выручка от продаж не покрывает операционных затрат, что в свою очередь свидетельствует о наличии определенных проблем у ритейлера, однако не позволяет судить о степени их серьезности, и соответственно, не позволяет верно оценить инвестиционную привлекательность розничной сети.

Негативный показатель EBITDA может быть вызван как внешними (рыночными) факторами, так и внутренними. К первым можно отнести снижение товарооборота, спровоцированное падением потребительской способности населения, а также снижением финансовой устойчивости самих ритейлеров, к второй - низкую эффективность сети, обусловленную слабым категорийным менеджментом, завышенными затратами на персонал , отсутствием грамотной логистики и т.д. В данной ситуации инвестор будет смотреть насколько легкоустранимы данные проблемы, а именно какой объем инвестиций необходим для увеличение оборотного капитала, насколько серьезной должна быть оптимизация операционной деятельности сети. 

Другим важным критерием инвестиционной привлекательности ритейлера будет являться степень его закредитованности. Не секрет, что большинство торговых операторов на протяжении последних нескольких лет активно наращивали обороты путем увеличения количества торговых точек. Как правило экспансия происходила за счет заемного капитала и способствовала формированию значительной долговой нагрузки у ритейлера. В данном контексте, если увеличение оборотного капитала ритейлера и повышения эффективности его операционной деятельности генерируемого дохода будет недостаточно для обслуживания взятых ранее кредитов – инвестиции в приобретение такого бизнеса себя не оправдывают.

Виталий Пацюк

, Адвокат, KPD Consulting:

Основными факторами, которые влияют на выбор того или иного механизма приобретения, а как следствие и цену ритейлера, являются: 

1) результаты юридической документальной проверки (legal due diligence);
2) наличие судебных споров в отношении активов ритейлера;
3) желание покупателя приобрести себе торговую марку ритейлера или просто воспользоваться его сетью для расширения собственной;
4) осуществление процедуры банкротства относительно юридического лица – собственника сети.

Наиболее популярным механизмом является приобретение корпоративных прав на юридическое лицо – собственника торговой сети. Одно из основных преимуществ покупки корпоративных прав – минимальные расходы на ее оформление, поскольку такой договор не требует нотариального удостоверения и уплаты связанных с этим платежей. Кроме того, корпоративные права освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость. Следует, однако, помнить, что вместе с приобретением корпоративных прав покупатель приобретает не только интересующий его актив: торговую марку, недвижимость, а также и всю компанию, имеющую определенную историю деятельности, что может привести к негативным последствиям. Это обстоятельство требует от покупателя проведения полной юридической документальной проверки (legal due diligence).

При невозможности покупки корпоративных прав, самым простым вариантом является приобретение активов ритейлера. Одним из неоспоримых плюсов такой сделки является отделение актива от хозяйственной деятельности юридического лица-продавца, что позволяет сократить юридическую документальную проверку (legal due diligence) и сделать основной акцент на проверке права собственности на активы. В то же время, заключение такой сделки влечет значительные затраты, поскольку она подлежит обязательному нотариальному удостоверению, оплаты сбора на обязательное пенсионное страхование, облагается налогом на добавленную стоимость, требует государственной регистрации в бюро технической инвентаризации. 

Найти идеальную схему приобретения того или иного бизнеса, в том числе ритейлера, которая являлась бы универсальной и могла применяться к каждому случаю, невозможно. В каждой конкретной ситуации необходимо выбирать вариант схемы, исходя из обстоятельств, сложившихся вокруг того или иного ритейлера.

Источник: www.allretail.com.ua