Опубликовано

Супермаркеты потянулись к простым людям

Торговые сети закрывают нерентабельные магазины и теряют поставщиков. На полках все меньше товаров, а в супермаркетах все меньше покупателей. Почему это происходит, выясняли «Известия в Украине».

Загнанные в треугольник

Закрывшуюся еще в июле сеть гипермаркетов «О’кей» преследуют тени прошлого — поставщики требуют вернуть долги на общую сумму порядка 130 млн гривен.

Сегодняшнюю ситуацию на рынке крупных торговых сетей очень образно, но точно обрисовала «Известиям в Украине» исполнительный директор Украинской торговой ассоциации Оксана Овчаренко: «Ритейлеры запрессованы в треугольнике «конкуренция — работа с поставщиками — банковские кредиты». И пытаются в нем как-то лавировать.

Причем главный угол треугольника — банки. Если хочешь развития, расширения сети, а для ритейлеров это главный залог успеха, то без заимствованных средств не обойтись. Это аксиома».

Именно поэтому, по мнению вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей по вопросам экономического развития Максима Кунченко, в условиях кризиса легче выжить небольшим магазинам, ориентированным на собственные оборотные средства, нежели крупным торговым сетям.

«Проблема сети «О’кей» оказалась в том, что они переоценили свои силы, взяв чересчур большие кредиты. Большие обороты — большие риски, — говорит эксперт. — Покупательная способность упала, надо рассчитываться за товары, а поставщики требуют предоплату. Перекредитоваться тоже не было возможности. Вот ситуация и зашла в тупик».

«Я не считаю владельцев «О’кей» мошенниками, а компанию — «трестом, который лопнул». Бизнес — рискованное дело, у всех бывают ошибки, — философски констатирует Геннадий Радченко, директор по корпоративным связям Nestle на Украине (компания Nestle оказалась в числе поставщиков, которым задолжал «О’кей»). — Но мы не намерены из-за одного случая сокращать работу с другими сетями. Ведь, в условиях глобализации, за ними — будущее».

Сокращение и стагнация

Надо отметить, что «О’кей» — не единственный в стране ритейлер, окончательно «запрессованный» в этом году украинской экономической действительностью. Есть еще четыре. Просто они ушли с рынка незаметно, продав свои активы более удачливым конкурентам. «Главное сейчас для ритейлеров — найти хорошие условия кредитования. Кто нашел — тому повезло», — заключает Оксана Овчаренко.

Сейчас на Украине работают пятьдесят торговых сетей, и практически у всех есть проблемы. 20% ритейлеров, среди которых такие гиганты, как «Велика Кишеня» и «Фуршет», были вынуждены закрыть нерентабельные магазины. По словам коммерческого директора «Квиза Трейд» (ТМ «Велика Кишеня») Дмитрия Каширина, под сокращение попали торговые точки, дававшие менее 1% общего оборота. 

Кроме того, магазины закрывают из-за возросших арендных ставок. «В этом году мы закрыли два. По одному не смогли договориться об арендной плате из-за скачков курса доллара. Второй находился в небольшом райцентре и приносил только убытки», — объясняет глава наблюдательного совета компании «Фуршет» Игорь Баленко. Кстати, прошлой осенью «Фуршет» заявлял о намерении расширить в 2009 году свою сеть на 15—20 магазинов. Но не сложилось.

42% торговых сетей бросили все силы на поддержание работы уже имеющихся торговых точек. Кстати, многие ритейлеры борются с кризисом, продвигая в своих магазинах продукцию под собственными торговыми марками, так называемый privat lable.

«Вряд ли это делается для того, чтобы не зависеть от поставщиков — эту «свою» продукцию тоже кто-то производит», — говорит Оксана Овчаренко. По ее словам, privat lable широко распространен на западе: в Германии, например, он составляет 80—90% ассортимента супермаркетов. «Но там другой подход. Сначала формируют лояльность к марке, потом расширяются. А у нас наоборот — сеть расширилась, и внедряется собственная марка. Специалисты рекомендуют быть с этим аккуратнее — можно только оттолкнуть покупателя», — говорит исполнительный директор Украинской торговой ассоциации.

Поглощение и расширение

Восемнадцать из пятидесяти ритейлеров расширили сеть своих магазинов, перекупая торговые точки у разоряющихся во время кризиса региональных конкурентов. Например, в июне этого года компания «Украинский ритейл» поглотила днепропетровские магазины «Оливье», а сейчас ведет переговоры об открытии магазинов «Брусниця» в помещениях, которые занимает сеть Varus Express.

Надо отметить, что и «Украинский ритейл», и «АТБ-маркет», в августе открывший три новых магазина, относятся к дискаунтерам — компаниям, ориентированным на покупателей со средним уровнем дохода и ниже. В таких магазинах цены в среднем на 15—20% ниже, чем в обычных супермаркетах.

Транснациональная компания Auchan, которая к концу года намерена открыть на Украине еще три новых магазина (сейчас их два) — самый что ни есть классический дискаунтер. Небольшая деталь: новые гипермаркеты Auchan в Киеве, Кривом Роге и Запорожье займут именно те торговые площади, на которых раньше располагались магазины торговой сети «О’кей».

Так что свято место пусто не бывает. Тем более в условиях глобализации.

Справка All Retail:

На Украине первое место по разветвленности торговой сети занимает компания «АТБ-маркет», имеющая 344 магазина. На втором — Fozzy Group (Fozzy, «Сільпо», «Фора») — 292 магазина. На третьем месте компания «Фуршет» с 106 магазинами.

Источник: allretail.com.ua