Перспективы роста канала современной торговли. Количественная оценка.
Привлекательность украинского рынка розничной торговли вызывает спорные оценки специалистов. Задавшись вопросом о возможности выхода на украинский рынок иностранных операторов, портал Allretail.com.ua провел опрос среди экспертов отрасли. Их мнение сводится к тому, что в данный момент Украина не представляет серьезного интереса для иностранцев. Кроме этого, наша страна переместилась с 5 на 17 позицию в рейтинге Global Retail Development Index 2008 года, публикуемом компанией A.T. Kearney. И принимая во внимание сложившуюся на сегодняшний день политическую ситуацию, а также снижающийся розничный товарооборот, можно предположить, что результаты 2009 года будут еще более пессимистичными.
Однако означает ли это, что украинский рынок розничной торговли действительно стал непривлекательным и не имеет перспектив роста? Местные операторы и аналитики с таким мнением не согласны. Например, в GT Partners Ukraine уверены в том, что украинский ритейл еще недостаточно насыщен, и предрекают ему значительный рост. В то же время вопрос относительно количественных характеристик роста остается открытым. Сколько же должно быть торговых точек современного формата, чтобы удовлетворить украинского потребителя? В этой статье мы рассмотрим супер- и гипермаркеты.
Для ответа на этот вопрос обратимся к опыту стран Центральной и Восточной Европы. Они, как и Украина, относительно недавно начали движение от преимущественно плановой экономики к рыночной. Соответственно, сравнительный анализ в данном случае будет вполне уместен. Опираясь на данные этих стран, можно построить модель, которая позволит ответить на вопрос об ожидаемом количестве торговых точек в нашей стране.
Для формирования модели можно выбрать следующие показатели (см. таблицу):
• население страны как характеристику объема рынка;
• площадь страны как ограничивающий фактор;
• валовый внутренний продукт как показатель уровня экономического развития.
Перечисленные выше факторы имеют очень высокий коэффициент корреляции с количеством точек современного формата – 0.98, 0.95 и 0.98 соответственно. Это означает, что зависимая переменная (в данном случае - количество супер- и гипермаркетов) может быть с высокой вероятностью предсказана на основании независимых переменных (количества населения, площади страны и ВВП).
Основные характеристики стран Центральной и Восточной Европы
Источник: MEMRB, UN, IMF, Государственный комитет статистики Украины.
Опираясь на данные, приведенные в таблице, можно сделать предварительный вывод о том, что Украина отстает от своих соседей по количеству торговых точек современного формата. Если, например, в Хорватии на 10000 жителей приходится 1.85 супермаркетов, а в Чехии – 1.34, то в Украине всего 0.49. Аналогичная картина получается и при анализе количества точек на единицу площади. В Чехии на 1000 км2 расположено в среднем 17.5 супермаркетов и гипермаркетов, в Украине - только 3.7.
Для расчетов ожидаемого количества торговых точек в Украине можно воспользоваться множественной регрессией. Это статистический метод, который позволяет построить соответствующее уравнение, определив связь между независимыми и зависимой переменными. Далее, подставляя в уравнение данные, характеризующие нашу страну, можно получить оценку ожидаемого количества точек современного формата.
Результаты расчетов* показывают, что при таком соотношении количества населения, площади страны и валового внутреннего продукта в Украине должно быть 3805 супер- и гипермаркетов. Результат является статистически значимым.
Как видно из таблицы, в Украине торговых точек современного формата значительно меньше. Это дает основания сделать вывод о том, что украинский ритейл действительно имеет существенный потенциал.
Факт наличия запаса роста количества супер- и гипермаркетов может быть сигналом компаниям, которые, с одной стороны, имеют ресурсы, а с другой - намерение работать на украинском рынке розничной торговли. А его размер является одним из элементов исходных данных для стратегического планирования развития компании.
Использованные материалы:
1. Данные переписи торговых точек компании MEMRB.
2. www.allretail.com.ua
3. www.imf.org
4. www.ukrstat.gov.ua
5. www.un.org
* Математические детали в данной статье опущены. Все желающие получить расчеты могут обратиться к автору по электронной почте - Obukhov@memrb.com.ua.
Источник: www.allretail.com.ua