Опубликовано

Цифровая розница-2010: прогнозы

В 2010 году на рынке IT-ритейла продажи останутся на уровне 2009 года. Часть магазинов закроется, а покупатели будут интересоваться, в первую очередь, бюджетными товарами.

Тенденции розницы-2010
Ранее "GfK Украина" опубликовала результаты своего исследования украинского рынка потребительской электроники за три квартала 2009 года. Несмотря на отмеченную аналитиками позитивную динамику, ситуация на украинском рынке бытовой техники и электроники все еще не может быть признана обнадеживающей. Общий объем рынка в III квартале составил 6,54 млрд. грн., что на 36,9% меньше, чем в аналогичный период прошлого года, пишет Лига.net.

По прогнозам президента "Unitrade Group" Владимира Колодюка, в 2010 году найдут свое продолжение тенденции, имевшие место в году текущем.

"Продолжится уход с рынка некоторых мелких и крупных ритейлеров. Продолжится череда банкротств. Будет наблюдаться консолидация основных игроков. Продажи сохранятся на уровне показателей 2009 года. Ожидается появление специализированной розницы – постепенное отделение персональной электроники от бытовой техники", - прогнозирует В. Колодюк, слова которого цитирует пресс-служба компании.

О каких объемах может идти речь? По данным "Unitrade Group", продажи цифровой техники за три квартала 2009 года, по сравнению с 2008 годом, значительно сократились – в некоторых сегментах, таких как персональные компьютеры, видеокамеры – более чем вполовину по объему (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Продажи IT-товаров за I-III кв. 2009 года по сравнению с I-III кв. 2008 года (кол-во штук)*

*По данным "Unitrade Group"

Ориентируясь на данные графиков, можно говорить о том, что за первые три квартала 2010 года будет продано не менее 300 тыс. ПК, что означает выручку в $124,2 млн. и 370 тыс. ноутбуков - соответственно, $228 млн. (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Продажи IT-товаров за I-III кв. 2009 года по сравнению с I-III кв. 2008 года (млн. $)*

*По данным "Unitrade Group"

Ноутбуки и нетбуки
Видимая на Диаграмме тенденция к сокращению продаж десктопов по сравнению с ноутбуками может продолжиться.

"Если говорить об отдельных продуктах, сейчас ноутбуки стали продаваться лучше, и ни для кого не секрет, что продажи десктопов падают. Связано это, в первую очередь, с ценами: часто покупатель приходит, чтобы купить себе компьютер, но увидев стоимость монитора, клавиатуры, мышки, обращает внимание на ноутбуки", - рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ менеджер направления "Компьютеры и периферия" сети супермаркетов электроники "Эльдорадо" Денис Поляков.

"Но десктопы все равно будут жить, потому что будущее в компьютерах – за мощностью", - добавляет он.

По словам специалиста, бум спроса на нетбуки со временем угаснет, поскольку в качестве постоянного компьютера нетбук не подходит. "Покупатели жалуются: во-первых, функциональность ограничена, во-вторых – из-за маленького монитора сильно устают глаза. На дачу с ним съездить или в командировку – это одно, но использовать его в качестве постоянного компьютера никак не получится", - говорит Д.Поляков.

Ноутбуки и нетбуки признаются самыми "кризисоустойчивыми" товарами в исследовании "GfK Украина". В III квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года падение в данном сегменте составило всего 16,7%. При том, что в некоторых сегментах товаров потребительской электроники, в частности, офисного оборудования, мобильных устройств и расходных материалов годовое падение составило 40% и более процентов.

По словам директора по работе с OEM-партнерами "Майкрософт Украина" Леси Униат, хотя год в целом и был тяжелым, а общие продажи ПК упали на 50% по сравнению с 2008, конец года дает надежду, поскольку 70% от всех продаж прошли в последнем квартале.

Если сравнивать поквартально, цифры последнего квартала 2009 года в 1,5 раза лучше показателей предыдущего года.

Л.Униат также отмечает "обгон" ноутбуками десктопов в III квартале 2009. "И в четвертом квартале этот разрыв увеличится", - говорит она.

По оценкам "Майкрософт Украина", в 2009 году было продано около 250 тыс. ноутбуков и 160 тыс. десктопов, причем 45% всех компьютеров приобретали домашние пользователи.

Привычка экономить
Несмотря на то, какой именно продукт нужно будет выбрать в качестве покупки, потребители не будут спешить переходить на более дорогие модели, утверждает В. Колодюк.

По его словам, в 2010 году сохранится интерес покупателей к бюджетному сегменту, и соответственно, ритейлерам будет выгодно расширять ассортимент бюджетных предложений, увеличивая долю устройств минимального ценового сегмента.

"Украинцы научились экономить и относиться к покупкам взвешенно. Поэтому сегодня мы возвращаемся к специализации, формату IT-розницы, в котором 11 лет назад вышли на рынок, но в вихре капитализаций и других мыльных пузырей превратились в универсального игрока с приставкой "техно", - поясняет В.Колодюк.

Новый год никто не отменял
Но даже приученные к кризисной экономии украинцы не могут отказать себе в подарках к Новому году. Предновогодний сезон в супермаркетах электроники – традиционно "горячий".

"Что покупают перед Новым годом? – Да все! У каждого товара в электронике есть свои пики продаж. Допустим, фотоаппараты хорошо идут перед началом сезона отпусков – перед летом. Компьютеры, ноутбуки – это товар сезона "back to school" (конец августа-начало сентября). Декабрь – это такой месяц, что берут все подряд", - рассказывает Денис Поляков из "Эльдорадо".

По его словам, каких-либо лидеров среди "новогодних" товаров нет: "К Новому году все экономят, собирают средства и на стиральную машину, и на микроволновку, и на телевизор".

Авто: Ольга Карпенко

Источник: allretail.com.ua