Россия: Воруют все!
Глава Х5 Retail Group Лев Хасис поведал, что одной из проблем торговли является воровство, причем в этом неблаговидном занятии уличены как продавцы с покупателями, так и менеджеры с поставщиками.
Судя по всему, в торговле не ворует только ленивый. Оказывается, если посмотреть на мир глазами директора сети супермаркетов, то одной из ключевых проблем станет даже не новый закон о торговле, запрещающий брать бонусы с поставщиков, а элементарное... воровство. Причем выясняется, что воруют или пытаются что-то украсть практически все: продавцы, менеджеры, поставщики и, разумеется, покупатели.
Как сообщил главный исполнительный директор крупнейшей российской розничной компании Х5 Retail Group Лев Хасис, службы безопасности магазинов группы задерживают около 20 тыс покупателей в месяц. "Ежемесячно наша служба безопасности задерживает около 20 тыс. покупателей, которые пытаются что-то украсть. При этом тех, кто не попадается, примерно вдвое больше", - сказал Л.Хасис в интервью газете "Ведомости".
Причем, по его словам, зачастую складываются анекдотические ситуации. "Перед Новым годом женщина на кассе потеряла сознание. Когда ей начали оказывать помощь, оказалось, что она спрятала под одежду замороженного осетра, от чего и переохладилась", - рассказал глава торговой сети.
Мало того, от покупателей пытаются не отстать и продавцы. "В среднем в месяц задерживаем около 600 человек, но это в основном сотрудники магазинов. С учетом текучки - около 3% персонала", - поделился статистикой Л.Хасис. Здесь, по его словам, иногда тоже доходит до курьезов. "Недавно продавщица была задержана при попытке вынести из магазина в нижнем белье шесть пачек сливочного масла и 18 куриных окорочков", - рассказал директор Х5 Retail Group.
Но, оказывается, от простых тружеников прилавка не отстают и менеджеры. Только ставки здесь гораздо крупнее, поскольку управленцы работают с поставщиками, готовыми предложить, мягко говоря, вознаграждение за доступ товаров на полки популярных торговых сетей. "Если говорить о менеджерах, получавших вознаграждение от наших контрагентов, - (попадается) человек десять за год", - говорит Л.Хасис.
Что касается поставщиков, то в 2009 году, по словам Л.Хасиса, поставщики попадались на попытках подкупа около 20 раз, и это при том, что каждого поставщика проверяет служба безопасности группы. "Кстати, по нашей статистике, в 80% случаев менеджеры поставщиков вымогают у своих хозяев деньги якобы на подкуп наших сотрудников, а потом эти деньги присваивают", - утверждает глава Х5 Retail Group.
По его словам, руководство группы борется с таким явлением, как подкуп менеджеров, как кнутом в виде увольнений и возбуждения уголовных дел, так и пряником в виде материальных поощрений за честность. "Мы с этим беспощадно боремся. Если есть доказательства - возбуждаем уголовные дела. Иногда юридически факт подкупа доказать невозможно, поэтому мы просто увольняем менеджеров, если есть основания считать, что человек получал комиссионные", - рассказал Л.Хасис.
С другой стороны, по его словам, с 2009 года в магазинах группы проводится эксперимент: в договорах с поставщиками стали прописывать, что за любую попытку подкупа сотрудника поставщик будет оштрафован на сумму около 3 млн руб. При этом, если наш сотрудник предварительно заявляет, что кто-то из поставщиков пытается его коррумпировать, он получает 10% от этой суммы. В 2010 году в Х5 Retail Group пошли еще дальше. "Теперь мы будем не только штрафовать поставщиков, но и премировать их, если они предоставят нам и правоохранительным органам факты вымогательства денег нашими сотрудниками. Размер премии будет таким же, как и размер штрафа", - сообщил Л.Хасис. "Я готов платить эти деньги за то, чтобы воров внутри компании не было", - добавил он.
В среднем же в торговле потери от хищений составляют до 2% от выручки, но возможность учитывать эти потери в издержках обсуждается с Минфином уже много лет, посетовал Л.Хасис.
Источник: allretail.com.ua