Опубликовано

Иностранцы не так охотно идут в российскую розницу

Привлекательность российской розничной торговли для международных сетей снизилась, следует из исследования компании CB Richard Ellis. В рейтинге присутствия международных ритейлеров Россия опустилась на 12 место с 11. Здесь 41% зарубежных игроков.

Лидером остается Великобритания: в этой стране развивается 58% международных сетей. На втором месте — Объединенные Арабские Эмираты с 54% международных игроков, сместившие США на третье место (51%). Прорывом года из десятки лидеров можно назвать Китай: он вырос на 2 позиции до пятого места, и сейчас в этой стране представлено 47% глобальных продавцов.

Падение рейтинга России с 11-ой на 12-ую позицию связано, в первую очередь, с активным развитием рынка торговой недвижимости Ближнего востока (ОАЭ, Кувейта, Саудовской Аравии) и Китая, отмечают авторы исследования, сообщает BFM. В Дубае был открыт крупнейший в мире торговый центр «Дубай Молл» общей площадью более 1 млн квадратных метров (более 1200 магазинов), который и позволил привлечь большое количество новых для рынка ОАЭ ритейлеров и вывести Эмираты и Дубай, в частности, на вторую ступень в рейтинге.

Московские крупные открытия прошлого года отразились на позициях страны лишь «локально». В рейтинге городов Москва поднялась с 10 на 8 место: 40% всех международных ритейлеров работают российской столице. В Европе Москва входит в тройку городов-лидеров, уступая Лондону (56% ритейлеров) и Парижу (46% ритейлеров). Санкт-Петербург занял 67 место с 26% международных сетей, поднявшись с 80 места в 2009 году, отмечают в CB Richard Ellis

Рост Москвы в рейтинге связан с приходом на ее рынок новых иностранных игроков.

В рейтинге городов улучшение позиции Москвы – перемещение с 10-й позиции на 8-ю — объясняется выходом именно на московский рынок новых международных сетей, таких как H&M, Gap, River Island, Coast, Carrefour и другие. «Во многом их выход объясняется появлением нового предложения на рынке — открытием в начале 2009 года крупных торговых центров, в частности, «Метрополиса» и «Филиона», — говорит Наталья Рудакова, руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин магазинов» в ассоциации с СB Richard Ellis.

Прошлый год отмечен громким уходом с российского рынка французского ритейлера Carrefour, напоминает BFM.ru аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог» Виктория Соколова. «Компания открыла в России два гипермаркета, однако затем свернула всю российскую деятельность, заявив, что больше не видит перспектив в России для себя вообще, хотя их ближайший конкурент, французский Auchan, прекрасно себя чувствует в России», — говорит Виктория Соколова.

Из крупных глобальных игроков в России сейчас отсутствуют, по сути, только Tesco и Wal-Mart, говорит аналитик. О переговорах Wal-Mart с потенциальными объектами поглощения и намерениях прийти в Россию за последние несколько лет сообщалось неоднократно. Неделю назад источники Reuters в финансовых кругах сообщили, что крупнейшая торговая сеть мира ведет переговоры о покупке 100% российского ритейлера «Лента».

Российский оборот розничной торговли за первый квартал этого года вырос до 3,6 трлн рублей, по данным Росстата (+1,3% к 1 кварталу 2009 года). Однако российский рынок непродуктового ритейла пока крайне малонасыщен, на нем отсутствуют сильные отечественные бренды — именно этим объясняется активность глобальных компаний в данном сегменте, говорит BFM.ru партнер компании Retail training group Елена Комкова.

«У всех международных компаний, работающих в одежном ритейле, есть свои производства, свои системы управления коллекциями. Им практически не нужны местные поставщики или местные производители. Поэтому непродуктовому ритейлу проще выйти на российский рынок, и в ближайшие годы мы ждем новых одежных игроков, может быть, какие-то сети по торговле электроникой», — говорит Елена Комкова.

Кроме того, российская розничная торговля страдает от тех же проблем, что и остальные отрасли экономики. «В России традиционно высоки барьеры для бизнеса, и они остаются такими. Непрозрачность структур делает сложной работу здесь даже российским компаниям. Кроме того, арендные ставки по-прежнему высоки», — говорит BFM.ru эксперт Retail training group Елена Комкова.

Напомним, в конце 2009 года Москва заняла 7 место в мировом рейтинге самой дорогой торговой недвижимости с уровнем ставок в 5 407 евро за квадратный метр, по данным СBRE, уступив Нью-Йорку, Гоконгу, Парижу, Синднею, Токио, Лондону, Цюриху и другим. Средняя цена коммерческой недвижимости в Москве за апрель 2010 года упала до 4 004 долларов за квадратный метр, что на 9% меньше уровня апреля прошлого года, по данным компании RRG.

Источник: allretail.com.ua