Взгляд из "Перекрестка": Отличительные особенности украинского и российского розничных рынков
Два с половиной месяца назад All Retail рассказывал о реалиях и планах развития в нашей стране российской сети магазинов «Перекресток». Руководитель украинского представительства X5 Retail Group Игорь Сотников оказался настолько интересным собеседником, что мы не упустили возможности пообщаться вновь. На этот раз мы затронули тему отличительных особенностей украинского и российского розничных рынков.
- Здравствуйте, Игорь Владимирович. Расскажите, когда российский ритейл-капитал вышел в Украину?
- Компания X5 Retail Group вышла на украинский рынок в 2005 году путем приобретения торговых площадок, которые работали по ТМ SPAR. Насколько я помню, магазины «Перекресток» стали первой российской сетью, которая вышла на украинский рынок. На данный момент мы - единственная российская продуктовая сеть, которая осталась работать на рынке Украины.
- Какие отличия Вы можете отметить в процессе выхода на наш рынок между российскими и западноевропейскими операторами?
- Все иностранные операторы (как российские, так и западные) сталкиваются примерно с одинаковыми проблемами – это проблемы законодательства (в частности, госрегулирование наценок на социальные товары), непрозрачность рынка земли в Украине, давление со стороны контролирующих госорганов, нестабильная политическая ситуация. Кроме того, здесь более низкая покупательская способность населения, что обусловлено плохим экономическим состоянием страны. Несмотря на все эти трудности, наша компания соблюдала и соблюдает все нормы законодательства как непосредственно при вхождении на рынок, так и при непосредственной работе на нем.
- Чем привлекателен российский розничный рынок?
- Российский рынок ритейла более привлекателен заработком, так как бизнес там сталкивается с гораздо меньшим количеством проблем, чем на Украине. Здесь более высокий уровень экономики, соответственно и более высокая покупательская способность населения. Большое количество населения России обеспечивает большой объем рынка розницы.
- А чем привлекателен украинский розничный рынок?
- Потенциально это очень интересный рынок для российского бизнеса. Близкое географическое положение, тесные торгово-экономические связи, схожесть в поведении покупателей, невысокое насыщение рынка продуктового ритейла - все эти факторы обуславливают привлекательность украинского рынка розницы.
- Сравним ли уровень наценки в торговых сетях Украины и России?
- Я бы не говорил о существенной разнице в наценке, поскольку наценка отличается в зависимости от локального места расположения магазина, его формата и ассортимента. Соответственно говорить о том, что в России наценка выше, чем на Украине, некорректно. В целом, наша политика ценообразования формируется рыночным спросом.
- Насколько, по-Вашему, насыщены украинский и российский розничные рынки?
- И российский, и украинский рынки еще далеки от насыщения, развиваться здесь есть куда. Уровень насыщения зависит от более конкретных областей и городов, а также от их потенциала развития. Например, в Санкт-Петербурге насыщение рынка продуктовыми сетями очень высоко. Соответственно, количественное увеличение магазинов теряет свой экономический смысл.
- Можете ли Вы описать профиль покупателя в России и Украине?
- Как я уже говорил, поведение покупателя в наших странах является довольно схожим. Возможны отличия более локального характера. Наибольшее отличие состоит в том, что на Украине больше развито собственное хозяйство. Многие семьи здесь имеют собственные загородные участки, на которых выращивают различные продукты питания. Это в большей степени связанно как с географическим положением, так и с национальными историческими особенностями. Соответственно, некоторые группы товаров на Украине не пользуются таким спросом, как в России.
- Почему в Украине так и не прижились сети «Патерсон», «Мосмарт» и «Вестер»?
- Скорее всего, этим сетям не удалось завоевать своего покупателя. Это произошло по ряду причин. Ухудшение экономической ситуации на Украине не дало возможности найти своего потребителя и закрепиться на рынке страны. Кстати, как Вы уже знаете, в 2009 году компания X5 Retail Group поглотила сеть «Паттерсон» в России.
- В чем заключаются особенности развития франчайзинга в России и Украине?
- В первую очередь, это зависит от компании, которая продает франшизу на ведение бизнеса. Во вторую - уже от страны, где развивается данный бизнес. И в России, и на Украине присутствует франчайзинг в крупных торговых сетях– причем как западный (например, SPAR), так и местный – такой как «Наш Край». В России больше магазинов работают по принципу франчайзингу – это связано с географией и с экономическим состоянием государства. Наша компания в России сама с успехом развивает франчайзинг «Пятерочек», которых сегодня насчитывается более 600 магазинов, а также в рамках дочерней компании «Экспресс-ритейл», которая открывает магазины «Перекресток-экспресс». На Украине мы также рассматриваем возможность развития этого направления бизнеса.
- Спрогнозируйте развитие розничного рынка на ближайшие годы.
- Несмотря на сложную экономическую ситуацию, розничный рынок в Украине начал оживать. В мае он даже показал небольшой прирост. Наша компания постоянно показывает положительный прирост товарооборота по отношению к 2009 году. Мы надеемся на то, что стабильная политическая ситуация и эффективная политика украинского правительства приведет к улучшению экономической ситуации и к росту уровня доходов населения.
Администрация AllRetail.com.ua благодарит персонал центрального офиса компании "Икс 5 Ритейл Груп Украина" за помощь в создании материала
Источник: www.allretail.com.ua