Войчех Чернек: "Сегодня каждая из торговых сетей в Украине занимает свою ячейку и развивается в своем направлении"
Западных компаний, успешно работающих на украинском продуктовом розничном рынке, не так и много. Если быть точным, их всего три – METRO Group, Auchan и BILLA. Именно сеть супермаркетов BILLA, входящую в состав австрийского торгового концерна REWE Group, можно назвать первопроходцем в нашей рознице. Тяжело ли предприятию с «неместной пропиской» бороться с нашими ритейлерами и как приходится сотрудничать с властями? Свой профессиональный анализ украинского розничного рынка в эксклюзивном интервью порталу All Retail предоставил Генеральный директор ПИИ «Билла-Украина» Войчех Чернек.
- Добрый день. Какие выводы Вы сделали лично для себя, развивая розничный бизнес в Украине?
- Рынок ритейла в Украине, как и в любом развивающемся и относительно молодом государстве, имеет множество перспектив и возможностей для развития. Скажу больше - горизонты для его развития просто необъятны, так как большая часть розничного рынка еще открыта, а конъюнктура и рост покупательской способности достаточно благоприятны. Украина – богатая и большая страна, имеющая огромный потенциал для развития разных направлений бизнеса. И поэтому, находясь на начальной стадии развития, Украина только формирует свой профиль в розничной торговле.
- Кого Вы считаете Вашим главным конкурентом на рынке Украины?
- На данный момент, на рынке Украины превалируют отечественные розничные сети. Предприятие с 100% иностранных инвестиций «Билла-Украина», будучи частью REWE International Group (Австрия), представляет собой международного оператора, который ориентирован на европейский уровень и качество. Мы можем рассматривать все магазины продуктов питания формата «супермаркет» в качестве своих конкурентов, хотя, учитывая фактор обширности этого рынка, на данный момент каждая из торговых сетей просто занимает свою ячейку на нем и развивается в своем выбранном направлении.
- В чем вы видите преимущества и недостатки сети супермаркетов Billa?
- Каждый человек, идя в супермаркет, хочет быть уверенным в том, что он может быть спокоен за качество продукции, которую покупает. Цель супермаркетов BILLA – предоставить высокое качество продуктов в нашей сети. Мы выбираем продукты для наших покупателей, предоставляя им самый лучший ассортимент и лучшее качество. Именно так мы стараемся, чтобы наш покупатель предпочел наши супермаркеты другим и рассматривал их как лучшее место для покупок. Приоритет супермаркетов BILLA - стать залогом и гарантией свежести и качества продаваемых нами продуктов. Поэтому, важным фактором для нас всегда является контроль и тщательная проверка всех товаров по основным критериям качества. Мы не работаем с товарами низкого качества.
Что касается остальных преимуществ и недостатков, то, конечно же, единогласным правом оценивать нашу работу владеет лишь наш покупатель. А компания «Билла-Украина», в свою очередь, старается прислушиваться ко всем их пожеланиям и критическим замечаниям.
- Одним из главных трендов развития розницы
сегодня является активное внедрение ритейлерами собственных торговых
марок. Сеть BILLA располагает private label CLEVER. Скажите, какую долю
занимает продукция под этой торговой маркой в общей структуре продаж
сети? Какие виды продукции под СТМ CLEVER пользуются наибольшей
популярностью?
- Собственная торговая марка всегда является важной составляющей любой торговой сети. CLEVER в переводе с английского означает «разумный». СТМ CLEVER полностью оправдывает свое название, поскольку продукция представляет собой разумное сочетание приемлемых цен и высокого стабильного качества. Продукция CLEVER не насчитывает слишком большого количества позиций, но она пользуется большой популярностью среди наших постоянных покупателей, которые уже смогли убедиться и оценить ее качество. Каждая группа СТМ CLEVER имеет своих покупателей и является лидером продаж. К тому же, вссортимент продукции постоянно растет и расширяется.
- До какой позиции может вырасти простой продавец в вашей компании при условии его отличной работы и умения продавать?
- Наша компания приветствует и поощряет профессиональный и карьерный рост своих сотрудников. Мы кровно заинтересованы в том, чтобы иметь прочный, стабильный и обученный нашей специфике работы персонал. Безусловно, общий опыт работы в сфере ритейла очень важен, но специалист, обладающий знаниями в этой сфере, да еще и к тому же знающий все внутренние тонкости, правила и стратегию компании – практически бесценен!
Если посмотреть на нашу команду, то вы увидите, что она достаточно молодая. Но при этом основная часть руководителей выросли непосредственно внутри компании, начиная с позиций рядовых сотрудников: кассиров, продавцов, грузчиков, младших менеджеров, ассистентов департаментов. У нас есть примеры того, как работники, начиная свой трудовой путь в компании «Билла-Украина» с самой низкой ступени профессиональной иерархии, становились директорами магазинов, департаментов и ТОП-менеджерами. Так что инициатива и отличная работа у нас всегда в почете.
- Какова доля украинского филиала Billa в общем товарообороте REWE Group?
- Ежегодно материнской компанией REWE International Group ставятся задачи по прибыли для каждой из стран присутствия. Могу сказать, что в первом полугодии 2010 года мы выполнили план по бюджету с небольшим отставанием. «Билла-Украина» является перспективным и развивающимся сектором REWE International Group, на который возлагаются большие надежды.
- Сколько магазинов запланировано открыть Вашей компанией в текущем году? Где?
- Как Вы знаете, в прошлом году мы открыли 6 новых супермаркетов. На этот же год запланировано открытие еще как минимум трех магазинов. Сейчас мы рассматриваем варианты экспансии в города с численностью населения более миллиона жителей.
- Имеет ли компания Billa планы развивать в Украине сеть дискаунтеров Penny или магазинов Biop?
- Рынок Украины весьма интересен для REWE International Group. Естественно, наша компания тоже не стоит на месте и развивается, поэтому мы надеемся, что будем расти вместе с Украиной.
- Используете ли вы опыт внешних консультантов в работе своей компании?
- Сама по себе материнская компания REWE International Group обладает большим опытом во всех спектрах вопросов, связанных с работой розничных сетей, поэтому на данном этапе нам не приходится обращаться за помощью аутсорсеров и консультациями.
REWE была основана еще в 1927 году и работает в разных сферах деятельности, начиная с основного – оптовой и розничной торговли продуктами питания, а также в сфере туризма. В Европе уже работает более 12 000 супермаркетов компании REWE International Group, которая включает в себя такие фирмы, как Merkur (продовольственные супермаркеты), BIPA (магазин парфюмерно-галантерейных и аптекарских товаров), Penny (супермаркет), Пенни/Мондо (дискаунтеры) и BILLA. Сегодня супермаркеты BILLA можно встретить уже в 13 странах Европы. Таким образом, мы используем собственный внутренний потенциал и опыт.
- Что должно сделать правительство для улучшения работы розничного бизнеса в Украине?
- Одной из самых серьезных проблем развития розничного рынка в Украине является нехватка торговых площадей. Тут существует два пути решения – покупка или аренда уже построенных помещений, либо строительство новых комплексов. Первый вариант для нас, как иностранной компании, очень сложный и многоэтапный, так как у нас очень жесткие критерии подбора торговых площадей. Скажем так: найти здания, соответствующие нашим требованиям, очень проблематично. А строительство новых магазинов усложняется и затягивается на этапе получения разрешительных документов.
Таким образом, государство, имея целью получение прибыли от розничных сетей и развитие отечественных производителей, а также создание новых рабочих мест, должно содействовать ритейлерам в решении подобных вопросов и создать максимально комфортные условия для существования и развития.
Также одним из наших пожеланий было бы создание более прозрачной системы законодательства в Украине. Это поможет заполучить доверие иностранных инвесторов и увеличит приток иностранных инвестиций в страну. На данном этапе развития розничного бизнеса это будет значительным достижением, как с точки зрения прибыли, так и в плане получения европейского опыта работы в ритейле.
- Можете ли вы дать прогноз по дальнейшему
развитию рынка ритейла в нашей стране? Ожидаете ли вы дальнейшего
прихода крупных международных ритейлеров и последующего усиления
конкуренции?
- На данном этапе страна постепенно выходит из кризиса, и мы надеемся, что это приведет к повышению покупательской способности населения, что будет способствовать росту спроса на новые розничные магазины. Стандарты жизни и запросы покупателей однозначно будут расти. В привычку людей постепенно входит культура совершения комфортных закупок продуктов в одном магазине, а не долгие поиски нужного товара на рынке. Поэтому каждый микрорайон нуждается в своем супермаркете, гипермаркете или дискаунтере. Это еще одно направление, которому предстоит развитие в Украине. Так как здесь еще нет четких разделений между форматами розничных сетей, то в дальнейшем, в ходе девелоппинга этого сектора, могут начать проявляться их отличительные черты.
Сейчас стихийные рынки в Украине занимают 30-35% всего рынка розничной торговли. Поскольку Украина сейчас взяла курс на Европу, то со временем базары станут здесь менее популярными, что освободит значительный сегмент для организованной розницы.
После кризиса значительно упали цены на аренду и покупку коммерческой недвижимости. Это позволит отечественным розничным компаниям, с менее строгими запросами к торговым площадям, открыть большее количество магазинов.
Администрация AllRetail.com.ua благодарит персонал центрального офиса компании «Билла-Украина» за помощь в создании материала
Источник: www.allretail.com.ua