Опубликовано

Андрей Орельский: "Достигнуть эффективности в современном ритейле невозможно без централизованной доставки"

Существует мнение, что XXI век будет веком логистики. Не исключено, что это мнение справедливо. Так ли это или нет – мы поговорили с директором департамента логистики компании «Украинский Ритейл» Андреем Алексеевичем Орельским.

- Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, располагает ли Ваша компания распределительным центром (РЦ)? Где он находится? Каковы его особенности?

- Здравствуйте. Доставку товаров в торговую сеть «Брусниця» наша компания осуществляет через собственный РЦ, расположенный между Донецком и Макеевкой. Удобное географическое расположение (1,5 км от объездной трассы) позволяет поставщикам без труда добираться до склада, не въезжая в город. Также удобен выезд во все регионы дислокации магазинов – Донецкую, Днепропетровскую, Запорожскую, Харьковскую и Луганскую области. Особенностью организации нашей внутрискладской логистики является тот факт, что при площади 3500 кв.м., смонтировано всего два грузовых дока, и относительно небольшая площадь экспедиции -100 кв.м.

По всем стандартам на такую площадь необходимы 7 грузовых доков и площадь экспедиции 300-400 кв.м.

Однако, несмотря на такие стесненные условия, менеджментом «Украинского Ритейла» организованы входящие и исходящие грузопотоки, позволяющие за сутки принимать от 20 до 30 поставщиков и отгружать 17-22 магазина, не создавая «пробки» в зоне экспедиции.

- Что позволяет Вам обрабатывать такие объемы при ограниченном количестве доков?

- Главное – это строгая регламентация и неукоснительное выполнение процедур, связанных с приемкой, организацией хранения и отгрузкой товаров.

Реализация таких операций была бы невозможна без современного программного обеспечения. Разработка и инсталляция WMS, обеспечивающей операционную деятельность склада осуществлена силами Департамента информационных технологий совместно с департаментом логистики, который в данном проекте выступает как заказчик и постановщик задач. За полтора года уровень разработанной нами программы «KURS-WMS» поднялся настолько, что вполне может конкурировать с такими известными на рынке продуктами как Exeed, Solvo, Qguar, а в некоторых аспектах и серьезно их превосходит, поскольку был  реализован функционал, ориентированный непосредственно на наши потребности, имеющие определенную специфику. Иностранные программы для склада в основном используют опыт и статистику западных логистических компаний, зачастую не учитывая особенности украинского бизнеса и законодательства. Также инсталляция западных WMS сопряжена с серьезными затратами на приобретение, сопровождение и техническую поддержку. «KURS-WMS» строится на основе свободно распространяемого программного обеспечения. Использование WEB-технологий обеспечивает простую масштабируемость и возможность применения самого широкого парка клиентского оборудования. Система не требует применения дорогостоящего серверного оборудования.

На наш взгляд полученное нами решение имеет даже самостоятельные коммерческие перспективы и в настоящее время рассматривается вопрос о его выходе на рынок программного обеспечения.

- Логистика – это сравнительно новая и мало изученная сфера. Из каких источников Вы черпаете новые познания о логистике?

- Целиком и полностью с вами согласен. Сегодня уровень логистики в Украине значительно отстает от уровня ее в России, не говоря уже о европейском опыте. С математической точки зрения,  логистика - это решение одной задачи: перемещение товара из точки А в точку Б, мировой опыт сводится к попытке оптимизировать все составные данной операции: начиная от входящего грузопотока, далее приемка, размещение, хранение, отборка, компоновка и доставка в торговую точку. Вариантам решения этой задачи посвящено достаточно много публикаций, за которыми мы внимательно следим. Ну и, безусловно, мы не обходимся без опыта и советов коллег, которые работают в области логистики в других компаниях.

- На каком расстоянии от самой дальней торговой точки РЦ является выгодным?

- Нельзя однозначно ответить на данный вопрос. Здесь слишком много составляющих: стоимость 1 кг доставляемого груза, средний вес одного поддона, вид используемого транспорта, возможность круглосуточной приемки товара в конечной точке, количество торговых залов в регионе и их плотность, возможность кольцевых доставок, наличие обратной загрузки и т.д. При нашем ассортименте и специфике работы, это расстояние составляет максимум 200-250 км.

- Какой процент товаров всей сети поступает на РЦ?

- В связи со стесненностью существующего РЦ, доля товаров, проходящих через РЦ, составляет 35%, но это не предел. Уже в прошлом месяце закончены все проектные работы и моделирование операций с применением специфической складской техники, что позволит нам увеличить долю товаров, поставляемых через существующий РЦ до 40-45% с учетом сезонности различных групп товаров.

- Как часто магазин может делать заявку на товар в РЦ?

- Нельзя сказать, что магазин делает заявку на поставку. Система снабжения в компании автоматизирована и работает посредством собственной системы «Автозаказ».

Данная система при планировании ассортимента поставляемого товара учитывает его сезонность, историю продаж, заданные нормативные показатели по оборачиваемости, страховому запасу и т.д. Благодаря этой системе нам удается держать в магазинах оптимальные остатки и не доводить ситуацию до «out off stock» на полках магазинов. Доставка же в магазин осуществляется по оговоренному графику доставки от 1 до 4 раз в неделю, учитывая удаленность магазина и его дневной товарооборот.

- Сколько грузовиков обслуживает РЦ и всю Вашу сеть?

- При доставках товаров с РЦ ежедневно используется от 7 до 12 единиц грузового транспорта. При ближних доставках начали осваивать вторые и третьи рейсы в течение дня. Данная процедура позволяет значительно экономить средства на приобретение дополнительных автомобилей. Для оперативного управления и контроля транспорта используется GPS навигация.

- Сколько людей работает на РЦ?

- В среднем в одной смене трудится 30-35 человек, с учетом административно-управленческого персонала.

- Сколько стоит работа РЦ для поставщика?

- Наш РЦ – ограниченный ресурс. При этом синергия экономии по некоторым группам товара может достигать 40 % при поставках через единую точку, поэтому поставщики очень заинтересованы работать именно таким способом. Как именно распределяется экономия между нами и поставщиком сэкономленных средств, является предметом переговоров.

- Планируете ли Вы открывать новые логистические центры? Где?

- Прежде всего, мы уже ведем работы по увеличению складской площади  на базе существующего РЦ. Уже начались строительные работы на второй очереди общей площадью 10 000 кв.м. Рассчитываем, что её запуск позволит пропускать через РЦ 100% «сухого» ассортимента.

Мы хорошо понимаем, что достигнуть эффективности в современном ритейле невозможно без централизованной  доставки. РЦ является сердцем торговой сети, но при этом запуск новых логистических мощностей требует значительных инвестиций.

Наша компания планирует серьезное развитие. География и скорость этого развития зависят от многих факторов, но мы обязательно будем поддерживать открытие новых торговых объектов логистически, но аккуратно оценивая экономическую эффективность.

- Подобьем итоги. В чем заключаются основные выгоды от наличия РЦ для ритейлера?

- 1. Уменьшается количество звеньев цепи: производитель – дистрибьютор – сеть. Вместо этой схемы применяется: производитель – сеть, за счет этого снижается  цена реализации на полке (до 15-20%). Товар по более низкой цене имеет значительное конкурентное преимущество.

2. Существенно упрощается процедура приемки товара между поставщиком и сетью. Приемка больших партий товара на складе позволяет сократить количество людей задействованных в процессе и соответственно сэкономить на трудозатратах.

3. Для прямой поставки в магазины необходим минимум один дистрибьютор в каждой области. Наличие РЦ позволяет сократить общее количество поставщиков, что серьезно упрощает вопросы организации взаимодействия с ними.

4. Собственная логистическая инфраструктура позволяет ритейлеру сделать процесс поддержания товарного запаса в магазинах более прогнозируемым. Собственный склад позволяет оптимизировать страховые запасы.

5. Равномерное ценообразование по всем магазинам сети. При работе с дистрибьюторами каждый ведет собственную ценовую политику и часто входная цена по регионам может существенно отличаться, что создает дополнительные сложности в работе системы ценообразования.

6. Намного упрощается схема документооборота и взаиморасчетов: 1 точка разгрузки, 1 точка оплаты, что в значительной мере уменьшает количество сбоев и неточностей при поставках и оплатах товара.

7. Собственный РЦ также позволяет иметь собственный склад оборудования, расходных и строительных материалов и осуществлять централизованную политику их закупки и использования, что приводит к очень серьезной экономии.

-  Дайте свой прогноз развития логистической инфраструктры в Украине на ближайшие 3 года.

- Конкуренция в сетевом ритейле происходит не только между сетями, но и между производителями и импортерами за лучшие места на полках, за более выгодные цены для конечного потребителя. Все это является основанием для сокращения издержек владельца бренда - от производственной линии до полки супермаркета. Не секрет, что сейчас огромную роль в этой цепочке «производитель-магазин» выполняет дистрибьютор. На первоначальном этапе развития розничного бизнеса в Украине его роль неоценима, но рынок диктует уже другие условия. Поэтому средние и крупные игроки на этом рынке все активнее будут использовать собственные РЦ, а крупные дистрибьюторы через время будут играть роль исключительно «открытых» РЦ, обеспечивая весь спектр логистических услуг в цепочке поставок.

Продолжит свое развитие и направление «fresh-логистика», т.к. с каждым днем появляется все больше предложений по свежим овощам и фруктам, замороженным продуктам и полуфабрикатам, и мы уже себе не представляем магазин у дома без этих товаров. Но в связи с высокой стоимостью организации такой логистики, данное направление все-таки будут удерживать крупные региональные дистрибьюторы и логистические подразделения производителей. Услуги таких операторов довольно дорогие, что значительно влияет на стоимость товара на полках магазинов.

Так что, собственный РЦ (сухой и fresh) и автопарк в составе торговой сети в ближайшее время будут играть ключевую роль в борьбе за покупателя.

Администрация All Retail благодарит персонал центрального офиса компании "Украинский Ритейл" за помощь в создании материала

Источник: www.allretail.com.ua