Опубликовано

Игорь Мирончук: Как изменился украинский рынок торгового оборудования?

В данный период, когда торговые сети замедляют своё развитие, замедляется и динамика продаж торгового оборудования. Об основных тенденциях этого высокотехнологичного рынка и о способах минимизации последствий кризиса рассказал руководитель отдела по работе с ключевыми клиентами компании Modern-Expo Group Игорь Мирончук.

- Здравствуйте, Игорь. Естественно, вместе с рынком розницы в целом, в нынешнее кризисное время пострадал и сектор торгового оборудования. Какие тренды характеризовали этот рынок в последнее время?

- Во-первых, следует отметить, что сегодня падение рынка торгового оборудования по сравнению с 2008 годом составляет более чем 50%.

Кризис ощутили все - и производители, и поставщики-дистрибьюторы импортного оборудования.  Поскольку практически все подобные проекты являются инвестиционными, отсутствие кредитирования заморозило развитие такого бизнеса и перевело ритейлеров в русло операционной деятельности.

Ко всему этому добавлю, что немногие украинские розничные компании заявляли в кризис о планах развития и выполнили эти планы.

Сегодня объем рынка дешевого оборудования превышал объем сегментов «средний» и «средний+» в разы.

- Как падение рынка выразилось в финансовых показателях компаний?

- Поскольку осталось всего несколько компаний, которые интересных поставщикам оборудования, то вполне очевидно, что основным показателем здесь является цена, что, в свою очередь, приводит к минимальным наценкам на торговое оборудование.

Это явно негативно сказалось на развитии самих поставщиков такого вида товаров. Многие компании работают в кризис только для того, чтобы не простаивали технологии, в которые было вложено много инвестиций. А также ради сохранения персонала, - кризис же когда-нибудь закончится.

- Одним из способов минимизации последствий кризиса для отечественных производителей торгового оборудования может быть выход на иностранные рынки. Насколько эффективны такие методы?

- Поставщики оборудования по-разному среагировали на падение спроса в Украине. Некоторые из них заняли выжидательную позицию, а некоторые направили свои ресурсы на другие рынки с наличием бюджетов.

Производители качественных продуктов нашли рынки сбыта за границей и продолжают развиваться. Этому повороту событий способствует и падение национальной валюты, что привело к снижению стоимости продукта за рубежом.

Считаю, что сейчас наступил период для качественного развития, поскольку производителям оборудования приходится приводить свою продукцию к мировым стандартам, учиться быть конкурентным на чужих рынках. Это - большой импульс для компаний с большими стратегическими целями.

- Тем не менее, на нашем рынке торгового оборудования работают очень много компаний. Как они дифференцируются в условиях ужесточенной конкуренции?

- За последние несколько лет структура поставщиков потерпела некоторые изменения. Если раньше насчитывалось несколько десятков компаний, которые поставляли весь спектр оборудования с одних рук, то сегодня компании определились со своим основным продуктом и сфокусировались на узкой направленности, в котором они имеют явные преимущества либо в цене, либо в качестве.

Комплексно к процессу поставки оборудования у нас подходят мало предприятий. В связи с этим и другими факторами, на рынке осталось немного фирм, которые обслуживают крупный ритейл. Многие филиалы иностранных компаний просто закрыли свои офисы и центры обслуживания. Остались только сильнейшие.

- Кто потребляет такой товар в Украине сегодня?

- Выделяется несколько типов потребителей оборудования:

а) национальные торговые сети;
б) иностранные сети;
в) некрупный локальный ритейл;
г) дистрибьюторы или официальные дилеры.

Все они имеют свою нишу и развиваются по-своему. Все они представляют интерес для производителя. Такие компании отличаются лишь своим подходом к управлению проектами, в зависимости от своих индивидуальных особенностей.

Поэтому создавая прозрачные правила игры и приемлемые условия, производителям оборудования можно рассчитывать на успех работы по каждому каналу сбыта.

- Дайте, пожалуйста, свой прогноз развития рынка торгового оборудования на 2010 год?

- Думаю, что объем рынка торгового оборудования в ближайшее время не будет особо отличаться от показателей, которые были характерны в 2008-2009 гг. Более того, нет предпосылок для бурного входа и развития иностранных компаний.

Но, в то же время, можно говорить о завершении процесса реструктуризации финансовых ресурсов ритейлеров, и это внушает надежду на скорое выздоровление всех игроков рынка.

Для многих компаний кризис открыл новые возможности, и это как раз время для нового витка в развитии. По моему, кризис дал огромный опыт в вопросах улучшения управления проектами и бизнесом. Оправдывается пословица: «Что нас не убивает, то делает нас сильнее».

Источник: www.allretail.com.ua