Живущие в сети
Журналист Retailer.Ru увидела настоящую жизнь рядового сотрудника крупнейшей российской торговой сети «Магнит», устроившись туда на работу.
Мы узнали, как работает отдельно взятый «экипаж» регионального магазина сети «Магнит», устроившись туда на работу. Как показала практика, главное — три навыка, не освоив которые, постоянно будешь платить штрафы
Анекдоты про дефицит
Офис — практически на выезде из города, вход со двора жилого дома. Вывески нет. Я сразу понимаю, что спрашивать про корпоративные гимны как-то неуместно. В кадровом отделе я оказываюсь одна, потенциальных «коллег» нет. Девушка-кадровик выдает анкету. Самые затруднительные вопросы - «ваши недостатки» и «ваши положительные качества».
С остальным проще — судимости, возраст и опыт работы.
В комнате, где я заполняю анкету, висят стенгазеты, разрисованные вручную рослыми (судя по фото) сотрудниками магазинов. Каждая газета оформлена слоганами и анекдотами про торговлю. А поскольку такие анекдоты существовали в Советском Союзе, то про дефицит.
На соседней стене — корпоративная газета с интервью с Сергеем Галицким и другими сотрудниками. Если верить газете, то солидная часть нынешних менеджеров пришла в компанию продавцами-кассирами.
Из кассира в менеджеры
Затем меня провожают к супервайзеру, которая сидит в большой комнате. Судя по всему, отдел развития тоже здесь, потому что за соседним столом три человека с пристрастием изучают изучают каталог распродаж конкурирующей сети. «И чтобы завтра план расширения магазина лежал у меня на столе», - кричит у меня за спиной невидимый женский голос.
- Итак, Екатерина, - обращается ко мне, глядя в глаза, Светлана - супервайзер нескольких магазинов. - У вас высшее филологическое образование, - читает она мою анкету (когда я заполняла этот пункт, я понимала, что "среднее специальное" вызовет меньше подозрений, но если работодатель захочет взглянуть на документ, удобнее будет врать, почему в графе "специальность" написано "журналист", а не обещанный филолог).
- Екатерина, почему же вы не хотите работать по специальности?
Я мнусь и бормочу про "не нахожу общего языка с детьми".
- Ну что же, главное — вовремя осознать, что тебе подходит. Melius sero quam nunquam (Лучше поздно, чем никогда — лат.), - изрекает Светлана и я-«филолог» понимаю, что сейчас была довольно-таки близка к провалу.
Оказалось, что Светлана сама филолог, училась в Украине. «Сколько им не вдалбливай, они делают три ошибки в слове «винегрет». А репетиторство - вещь ненадежная, сегодня есть, завтра нет», - перечисляет она недостатки профессии, а я киваю «знакомым нам обеим» проблемам.
Когда поняла, что ничего хорошего от учительства ждать не приходится, собрала вещи и переехала в Петербург, устроилась кассиром в ближайший к дому магазин.
Я вспоминаю, что многие менеджеры начинали кассирами. У Светланы, как и у некоторых других менеджеров в этой комнате, красные руки, как от долгой физической работы.
- Екатерина, - Светлана устремляет взгляд в будущее и как бы призывает меня последовать ее примеру. - Вот вы сидите сейчас здесь и не представляете, что перед вами открыты возможности. Вот представьте прямо сейчас - проходит год - и вы директор магазина. Еще год - и..
- Заместитель Сергея Галицкого, - вдохновлена я.
Совсем наверху работают только мужчины, - осекает она. Но ей нравится ход моих мыслей и меня направляют на пробный рабочий день в магазин.
Я должна буду провести там несколько часов, попробовав себя в должности работника торгового зала.
Как противостоять алкоголикам и девочкам до 14 лет?
Меня провожают к директору магазина Ларисе в «кабинет». Это комната размером метр на метр со столом и Ларисой.
- Вам рассказали про зарплату? - интересуется она.
- Да, сказали 16 000 получается.
- Так это получается у тех, кто работает уже по два года!
Но я не теряю стойкости и покорности. И этого достаточно.
Следующим этапом мне выдают жилет, канцелярский нож и предлагают подождать, пока начнется приемка товара, в комнате для персонала. Эта комната больше - размером два метра на полтора. В ней два шкафа, вешалка, стол и стул. На стене объявление о "быстром старте" - из кассиров в директора магазина - и две книги - что-то связанное с приемкой товара и "кодекс чести" сотрудника сети.
Как выяснилось из книги для сотрудников, в сети «Магнит» около семи видов формата «магазин у дома», от городского магазина с полным ассортиментом до деревенского с усеченным. Семь магазинов отличаются по площади, обороту, ассортименту. Мне сказали, что я нахожусь в магазине, относящемся к объектам городского типа с полным ассортиментом, однако же «непрофильных товаров» - игрушек, одежды, там нет, так что деление осталось для меня непрозрачным. «С игрушками и одеждой всегда беда — информационный каталог - общий для всей сети, и покупатели требуют обещанные скидки на товар, которого у нас просто нет», - рассказывают мне работники магазина.
Главное, чему учит книга - как правильно отвечать на вопросы покупателей. Там все стандартно. «Нет, у нас нет товара X, могу предложить вам Y». Самая интересная глава - о том, как предотвратить кражи в магазине. «Существует несколько групп покупателей, которые чаще всего совершают кражи - девочки в возрасте от 12 до 15 лет, бабушки, алкоголики». Книга рекомендует, как противостоять и что «уносит» каждая из этих груп. Например, от девочек нужно беречь сладости и косметику. Главное - «дать покупателям понять, что вы следите за ними».
Я интересуюсь у Ларисы, насколько актуальны меры предосторожности.
- Да постоянно воруют! - восклицает она.
По правилам нужно стоять у полки с алкоголем и мониторить оттуда полку с косметикой. Алкоголь на входе - косметика у касс.
Видеокамер в магазине не было. В случае подозрения нужно просить покупателя продемонстрировать содержимое карманов, если он откажется — звать милицию. Извинительная речь, которую следует произнести, если «клиент невиновен» в книге для сотрудников занимает полстраницы.
По правилам выкладки, продавцы выставляют на полку одну-две единицы дорогого товара, чтобы можно было в любой момент легко проверить, купили товар или унесли.
Где, интересно, большая бутылка шампуня? - спрашивает, подбоченясь, Лариса. За пятнадцать минут, что никто не стоял на "посту" бутылек унесли.
Сумма украденного товара ложится на магазин, то есть на его работников. Поэтому в «кодексе чести» рекомендует следить как можно пристальней именно за дорогим товаром: "У вас украдут пять конфет по 10 руб. - получится 50 руб., а одна бутылка дорогого алкоголя может стоить 600 рублей", - учит арифметики книга.
Выкладка
Привезли товар. Несколько тележек, сформированных на складе. Моя задача — раскладывать его по полкам, где помещается. Что не помещается - отправляется назад на небольшой склад-коридор, который «и так уже забит». Его площадь не больше 20 кв.м (в этом же помещении, перегороженном стенами, разобранные бывшие коробки. Небольшой угол отведен под брак и порченный товар).
На полках рядом с каждым ценником отметка-цифра - сколько «шеренг» товара должно стоять на полке. То есть если стоит циферка два - у края полки должно стоять две упаковки. За ними, по идее, должен находиться «запас». Но если он невелик, а другой товар не умещается - ну, то место на полке за этими упаковками можно заставить другими товарами. Но правило шеренг священно.
Главная цель — вынести как можно больше товара в зал (если речь не идет о дорогой продукции, о чем упоминали выше). Тогда склады не будут переполнены, а для выкладки товара потребуется меньше ресурсов.
С выкладкой я помогаю Татьяне. Она в компании три года. Раньше работала в другом магазине этой сети, но он временно на ремонте.
- Татьяна, вы поете гимн на корпоративных праздниках?
Татьяна думает, что я шучу. Я настаиваю. «Да это начальство поет», - оправдывается она.
Татьяна обращает мое внимание на еще один важный навык, который поможет избежать выплат за товар - аккуратное обращение с ножом: «Часто мы сами портим товар, когда разрезаем коробки, вот и приходится расплачиваться»,- виновато говорит она.
Татьяна напоминает, что вновь поступивший товар нужно класть в глубину полки, чтобы в первую очередь разбирали продукты со сроком годности, подходящим к концу.
Я заталкиваю конфеты и пряники поглубже, когда мимо меня проплывает внушительная бутылка пива. Леша и Павел под конвоем Ларисы несут их на склад, в угол с порченными продуктами. «Леха проворонил срок годности - будет теперь это пиво выкупать», - объясняет Лариса, провожая их взглядом.
- Леша, почему ты именно сюда пришел работать, а не в «Пятерочку» или «Дикси»?
- А мне одинаково. Летом искал работу, вот и устроился сюда.
Меня сразу предупредили, что мужчин в магазине дефицит, поэтому женщины тоже выполняют всю физическую работу. Пока Леша носит коробки со склада, Юля таскает ящики с фруктами. Вдруг из угла, где выложены апельсины, раздается сдержанный визг. «Таракан!».
- Где??? - интересуются подошедшие сотрудники, не выпускающие из рук канцелярские ножи и коробки.
Юля безмолвно приподнимает апельсин. Там никого нет.
Все опасливо оглядываются и расходятся.
Автор: Екатерина Комарова
Источник: Retailer.Ru