Опубликовано

К Вам едет донецкий супермаркет

По данным исследования развития украинской продуктовой розницы (food-retail) в 2010 году, проведенного консалтинговой компанией GT Partners, из 270 новых сетевых магазинов (включая торговые точки, поменявшие вывески в результате смены собственника) в этом сегменте около 50–60% было открыто в восточных областях. «Появление новых сетевых игроков в сегменте продуктового ретейла на уровне региональных операторов за прошедший год не зафиксировано», — уточняет гендиректор этой компании Игорь Гугля.  А по оценкам группы компаний Advanter Group, общее число «закрытий» в 2010 году в сегменте сетевых магазинов составило около 100 торговых точек.

РЕГИОНАЛЫ СМЕНИЛИ ЛИДЕРОВ

Если в докризисный период тон задавали преимущественно сети родом из Западной Украины, то в 2009–2010 годах ситуация кардинально изменилась. Самыми активными операторами по итогам прошлого года (данные GT Partners Ukraine) стали выходцы из Днепропетровска и Донецка — «АТБ-Маркет» (443 магазина «АТБ») и «Украинский ритейл» (78 магазинов «Брусниця»), которым удалось открыть наибольшее количество торговых точек в регионах: 71 и 23 соответственно. А также малоизвестная сеть «Плюс», магазины которой расположены в Днепропетровской и Запорожской областях. В то же время волынский «ПАККО Холдинг» и львовская «Рукавичка» сократили количество торговых точек на 21% и 5%.

В отношении продуктовых сетей Игорь Гугля объясняет «смену курса» сразу несколькими причинами. Прежде всего, ретейлеры «с Востока», по сравнению с западноукраинскими, относительно молодые и у них меньше финансовых обязательств. К примеру, СКМ, которой принадлежит сеть «Брусниця», не планирует выводить ее на всеукраинский уровень в 2011 году из-за нежелания брать на себя слишком большие риски. Новые магазины сети продолжат открываться в тех регионах, где она уже присутствует.

По наблюдениям Игоря Гугли, невзирая на наибольшую концентрацию крупных городов, на востоке продолжает сохраняться относительно невысокая насыщенность современными сетевыми торговыми форматами (в расчете на тысячу жителей).

Директор маркетинг-консалтингового агентства Business2People Антон Белецкий обращает внимание еще на одну причину роста — политическую. По его словам, в регионах давление админресурса на бизнес ощущается довольно сильно, и это косвенно подтверждается поведением национальных сетевых операторов. «Крупные национальные ретейлеры за последние пару лет существенно почистили свои сетевые портфели на востоке Украины. При этом освободившиеся торговые площади бесхозными не остались — их быстро выкупили (арендовали) ретейлеры с региональными корнями», — подтверждает эту теорию директор инвест-банковского департамента ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский.

Помимо продуктовой розницы выходцы из Днепропетровска успели закрепить за собой славу активно растущих и в других розничных сегментах. В частности, сеть ProStor, развитием которой занимается компания «Стиль Д», открыла 31 магазин парфюмерно-косметической продукции и товаров для дома, увеличив свое присутствие до 130 торговых точек. Даже более чем вдвое — с 40 до 85 точек — за минувший год умудрилась увеличиться сеть магазинов бытовой техники и электроники Comfy (под управлением «Вист-Сервис»). «В ситуации, когда главные конкуренты фактически исчерпали потенциал роста, эта сеть довольно успешно переключила на себя потребителей в зоне присутствия. А ее активная географическая экспансия позволила нарастить масштабы продаж», — комментирует гендиректор группы компаний Advanter Group к.э.н. Андрей Длигач. Кроме востока, сеть неплохо освоила центральную и южную части страны. А в ближайшие год-полтора намерена укрепиться на западе.

ФОНДЫ ТЯНУТСЯ К ЕВРОПЕ

Сейчас в западной части страны основные «двигатели торговли» — фонды прямых инвестиций Euroventures Ukraine Fund (EUF) II и Abris Capital Partners, которые в прошлом году приобрели сразу несколько региональных сетей. В частности, (EUF) II купил 27% «Агроконтракта», владеющего продуктовыми сетями «Наш!» и «Колибрис», а также сеть «555». Abris Capital Partners добавил к выкупленной ранее у «Интермаркета» сети «Барвинок» магазины компаний «Ровекс» и «Торговый свит». Игорь Гугля считает, что интерес инвестиционных фондов к западноукраинским ретейлерам связан в первую очередь с более высоким уровнем сговорчивости их владельцев по определению собственной стоимости сетей. «Местные региональные сети испытывают острый дефицит оборотных средств. Их новые собственники, обладая финансовыми средствами, способны не только поддерживать и развивать продажи, но также вывести сети из кризиса и подготовить для дальнейшей перепродажи», — соглашается с коллегой Антон Белецкий.

Однако, по наблюдениям Андрея Пивоварского, и на востоке, и на западе страны происходят аналогичные процессы консолидации: перегруженные долгами сети переходят под управление более сильных и устойчивых игроков (банков или новых собственников-стратегов). Однако новый владелец не всегда способен оперативно исправить сложившуюся ситуацию, что может привести к смене собственника более одного раза за год. Так произошло, к примеру, с днепропетровской сетью «Большая Ложка», которая сначала перешла под управление к «Рейнфорду», а чуть позже — к банку «Пивденный» (за долги).

Эксперты GT Partners Ukraine убеждены, что украинский рынок ретейла уже прошел дно. Это подтверждает и Госкомстат: после двухлетнего падения оборот розничной торговли в 2010 году вырос на 7,6%. Игорь Гугля прогнозирует, что до конца текущего года ретейлеры откроют новых магазинов на 30–40% больше, чем в 2009 и в 2010 годах. «Если в прошлом году нарастили количество магазинов в продуктовом ретейле 32 оператора, то о своем желании открывать новые торговые точки в 2011 году заявили 45 сетей», — уточняет он.

Андрей Пивоварский считает, что отечественный ретейл сейчас как раз переходит из хаотического роста в состояние управляемого развития — региональные сети отходят от мультиформатности. «Акценты ключевых показателей изменились: сегодня повышенное внимание уделяется тому, сколько денег зарабатывает конкретная торговая точка. Показатель оборота сети отошел на второй план», — подчеркивает он. С тех пор как новые торговые точки открываются за счет собственных средств, а не долгового капитала, дотировать их работу собственники не хотят.

Светлана Попель

Источник: «Комментарии»