«FoodMaster-2011» подводит итоги
В среду, 23 февраля 2011 года в рамках «Международного форума пищевой промышленности и упаковки 2011», состоялась II Всеукраинская практическая конференция «FoodMaster–2011. Ритейлер, производитель, дистрибутор: что сделал каждый для взаимовыгодного сотрудничества в 2011 году?», традиционно организованная Порталом розничной и оптовой торговли www.TradeMaster.com.ua. Конференция прошла под девизом: «Ритейлер и поставщик: партнерство на основе доверия!»
Профессиональный диалог в рамках конференции был построен вокруг ключевых вопросов сотрудничества между главными закупщиками страны – розничными сетями, и главными поставщиками страны – производителями и дистрибуторами основных категорий FMCG-товаров.
Конференция собрала более 220 представителей от розничных сетей, производственных и дистрибуционных компаний со всей Украины. Это ежегодное мероприятие поддержали: Генеральный партнер – компания Comarch, Партнер конференции: Международная консалтинговая компания H-Art, Главный партнер: Выставка «ПродЭкспо Украина», Партнер кофе-брейков – Lavazza (Ascania Food Service).
ДЕЙСТВОВАТЬ И ДОБИВАТЬСЯ РЕЗУЛЬТАТА!
На протяжении всего дня динамичную и доверительную атмосферу поддерживал модератор конференции – Игорь ГАРБАРУК, эксперт по стратегическому управлению. Именно ему принадлежит тезис, ставший девизом конференции «FoodMaster-2011» задолго до ее проведения: «Ритейлер и поставщик: партнерство на основе доверия».
Как отметил эксперт, для рынка food-ритейла Украины критично важны не собственнические интересы отдельной компании. Важны интересы всей вертикальной технологической цепочки движения товара к покупателю – производитель – дистрибутор – розничный оператор. И именно выстраивание взаимоотношений этих бизнес-партнеров на основе доверия, а не изначального «отрицания» или «неприятия» - позволит всем участникам цепочки более взвешенно относиться к собственным операционным затратам, не перекладывая их на своего партнера и конечного потребителя.
Как кому необходимо действовать? Первым свое мнение на наиболее острые вопросы сотрудничества открыто представил Дмитрий КАШИРИН, коммерческий директор ООО «Фудмаркет» («Велика Кишеня»).
Дмитрий КАШИРИН в своем выступлении привел несколько способов, что могут сделать вместе сеть и производитель для уменьшения затрат:
- Количество трудозатрат в рознице (одной из самых больших затратных частей) можно уменьшить при введении единых, четких параметров бизнес-процессов, минимизированных по времени (поставка товаров должна осуществляться согласно строго указанного образца, 100%-но фактически совпадать с документальным оформлением; товар максимально должен не нуждаться в дополнительных предпродажных операциях).
- Снизить затраты может и совместное планирование. Когда ритейлер планирует потребность покупателя и передает производителю плановые показатели продаж.
- Согласование условий оплаты за поставленный товар на основании объективных показателей и условий работы.
Кроме всего, Дмитрий КАШИРИН представил критерии сети по выбору поставщиков в 2011 году, а также основные ошибки, совершенные ими во время договорной кампании-2011 (среди которых топ-1 – приходить на переговоры к сети не с конкретным предложением, а с вопросом: «Сколько стоит разместиться у вас на полках?»).
Кстати, о закреплении гарантированного объема полочного пространства за конкретным поставщиком (как это было еще несколько лет назад) – уже не говорят. Теперь приоритет – работа с ассортиментом, потому, как отметил г-н КАШИРИН, «сотрудничество должно строиться по-новому, с пониманием тех условий, которые есть сегодня и будут завтра».
ПРАВДА О МАРКЕТИНГОВИХ БЮДЖЕТАХ ПОСТАВЩИКА В СЕТИ
Следующим «откровением» от ритейлеров стало выступление Петра КУЛЬПАЧА, директора по маркетингу Холдинга «Пакко», на тему: «Бонусы бывают разные. За что платит поставщик?». Г-н КУЛЬПАЧ подчеркнул, что «затраты на маркетинг и продвижение – это единственный бонус, который требует постоянного внимания поставщика, и может помочь ему в достижении его целей».
Г-н КУЛЬПАЧ предостерегает поставщиков, что при использовании демпинговых акций необходимо решить такие важные вопросы:
- С кем поставщик будет проводить эту акцию – со всеми или с избранными. «Лучше всего (если Ваш бренд сильный) – открыто пригласить к акции все сети, с четкими условиями участия в такой ценовой акции и, что наиболее важно, - с таким объемом компенсации потерь валового дохода сети, который заинтересует категорийного менеджера».
- Как будете «заметать следы» (если акцию проводите с избранными сетями).
- Помнить о дистрибуторе. Если цена в сети будет ниже, чем входящая у дистрибутора, а товар активный – он (дистрибутор) может выкупить весь объем товара. Как выход – ввести ограничение: не более Х единиц товара за 1 покупку.
«Маркетинговый бюджет – это ваши деньги. Инвестируйте их с умом», – подытожил свое выступление Петр КУЛЬПАЧ.
ПРОГРАММЫ ЛОЯЛЬНОСТИ: Об общих целях и доступных инструментах
Опыт внедрения программы лояльности, которая работает по всей Украине в сети магазинов «Сільпо», а также возможности поставщиков использовать данные Программы о потребительском поведении, представил Павел РОГАНОВ, руководитель департамента взаимоотношений с покупателями группы компаний Fozzy Group.
Программа лояльности «Власний рахунок» (охватывающая на сегодняшний день более 2,2 млн. семей) позволила сети реализовать «Программу по развитию товарных категорий с помощью покупателей», которая дает поставщикам возможности: понять потребности покупателей в рамках бизнеса «Сільпо», получить положительный опыт развития товарных категорий и увеличения продаж, а также применить полученный опыт за пределами «Сільпо».
ГОВОРЯТ ПОСТАВЩИКИ
«Сторону» поставщиков в рамках Конференции представили Андрей ШУТОВ, национальный менеджер по работе с современными форматами торговли ЗАО «Индустриальные и дистрибуционные системы» (IDS GROUP), Сергей ШАПКИН, директор по продажам «ЛЕВАДА», а также Кирилл ПОНОМАРЕНКО, национальный менеджер по работе с VIP-клиентами «Кременчугмясо».
Три основных критерия, которые сеть использует при оценке деятельности поставщика, по словам г-на ШУТОВА: доход, получаемый по поставщику; качество сервиса, предоставляемое поставщиком (логистика) и продвижение своего продукта в сети. Говоря о логистике, эксперт отметил, что при жестком требовании сети выполнять «идеальный заказ» (доставка в течение 24 часов с момента заказа; доставка на следующий день после заказа; доставка в четко оговоренное время суток), сама сеть часто игнорирует условия, необходимые поставщику с ее стороны: разгрузка в определенные временные рамки; быстрое оформление сопроводительной документации и четкий возврат тары (поддоны).
«Увеличение объемов продаж – общая стратегическая задача производителя и ритейлера», отметил Сергей ШАПКИН («Левада»), и хочется надеяться, что этот тезис будет услышан представителями обеих сторон.
ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
Светлана РОГОЗА, руководитель отдела отчетности и контроля Управления организации цепей поставок «Metro Кеш энд Керри Украина», акцентировала внимание на важности своевременного и корректного внесения поставщиком данных о его продукции в единую систему данных ритейлера. Эксперт также рассказала о введении ритейлером электронного каталога товаров GDSN (Global Data Synchronization Network), который позволит всем поставщикам в режиме «онлайн» единоразово вносить данные о товаре, доступные для всех участников рынка.
Продолжая тему высоких технологий, Диана ЗИМАРЕВА, менеджер ECOD компании Comarch, рассказала о технологии EDI, внедрение которой позволяет автоматизировать документооборот между ритейлером и поставщиком, исключить ручную работу, автоматизировать создание ответных документов, логистику, запасы, а также улучшить сотрудничество с бизнес-партнерами.
Рассматривая вопрос увеличения рентабельности за счет оптимизации бизнес-процессов, Марат САИД–ГАЛИЕВ, управляющий партнер Международной консалтинговой компании «H-aRt», поделился опытом работы с рядом украинских компаний. Базовые тезисы выступления были построены на том, что организация всегда будет пытаться потратить больше, чем она производит; расходы организации определяет не то, сколько ей нужно для деятельности, а то, какое количество средств, по ее мнению, у нее есть в распоряжении; доход определяется тем, что, по мнению организации, она должна иметь для выполнения своей работы. Г-н САИД–ГАЛИЕВ отметил: крайне важно, чтобы каждый сотрудник компании понимал, что от него зависит доход предприятия в целом.
ПОКУПАТЕЛЬ РЕШАЕТ ВСЕ
Святослава СВИСТ, руководитель отдела по работе с розничными сетями The Nielsen Ukraine, отметила, что в 2010 году наблюдалось незначительное увеличение количества торговых точек всех форматов за исключением киосков, а супермаркеты и минимаркеты стали наиболее динамично развивающимися каналами.
По итогам года, Юго-восточный регион вышел в лидеры по объемам и стоимости продаж. Выросли объемы продаж Северо-восточного региона страны, но упали Восточном регионе и в Киеве.
В разрезе категорий, по словам г-жи СВИСТ, среди потребителей сегодня растет значимость: шоколада, минеральной воды, традиционных молочных продуктов, а также снековой группы.
Практическую часть конференции завершил блестящим выступлением Андрей ДЛИГАЧ, генеральный директор ГК Advanter Group, рассказав о маркетинговых стратегиях 2011 года под девизом: «Иду на войну с неэффективностью!».
По мнению г-на ДЛИГАЧА, в настоящее время в украинском обществе наблюдается тенденция к динамизации жизни. Тон задают города с населением 200 тыс.+ - основная платежеспособная целевая аудитория для большинства продуктов/услуг (доминируют «ранние и поздние последователи»). Города-спутники и более мелкие города следуют «примеру» («позднее большинство»).
Эксперт также представил анализ потребления основных продуктов питания, сравнив их по показателям «время суток» и «место потребления», рассказал об отличиях в потребительских предпочтениях так называемых «заграничников», «отечественников» и «традиционалистов».
Говоря о работе для потребителя, Андрей ДЛИГАЧ сделал акцент на том, что на сегодняшний день украинский продуктовый рынок переполнен брендами. По мнению эксперта, это засоряет кейсы компаний-производителей и загоняет потребителя в тупик, лишая его возможности сделать выбор. Работа над портфелем брендов, выделение главного и устранение лишнего, это то, что определит эффективность продаж в будущем периоде.
***
Второй год подряд компания TradeMaster, в рамках Конференции, проводит награждение победителей Национальной В2В-премии «Made-in-Ukraine-2011» и «Retail-in-Ukraine-2011» - лучших партнеров года среди производителей и розничных сетей, выбор которых основан на взаимном голосовании сторон друг за друга. В финальной части конференции были названы победители среди производственных компаний Украины в 18-ти основных продуктовых категориях, а также победители среди розничных сетей – в трех основных номинациях: «динамика продаж», «стабильность взаиморасчетов», а также «профессионализм команды» и специальная номинация - «прорыв года в стабильности взаиморасчетов».
Кто стал победителями Премий – читайте здесь:
- ПРОИЗВОДИТЕЛИ:http://trademaster.com.ua/134/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=4916&cHash=d80e3d0fc8
- РИТЕЙЛЕРЫ: http://trademaster.com.ua/134/?tx_ttnews%5Btt_news%5D=4917&cHash=4f7d527a5c
ФОТОРЕПОРТАЖ КОНФЕРЕНЦИИ: http://trademaster.com.ua/352/
ФОТОРЕПОРТАЖ ПРЕМИИ: http://trademaster.com.ua/354/