Опубликовано

АМКУ может получить полномочия по проверке информации о продуктах

Информацию в рекламе и на упаковках продукции будут проверять более тщательно. Опубликованным 8 декабря законопроектом предлагается предоставить Антимонопольному комитету (АМКУ) право изымать образцы товаров для экспертизы, - пишет «Коммерсантъ». Сейчас такие проверки на основании жалоб покупателей проводит Госинспекция по защите прав потребителей, а АМКУ в случае принятия закона сможет реагировать на жалобы конкурентов.

Текст правительственного законопроекта "Об усовершенствовании мер по борьбе с недобросовестной конкуренцией" N9553 был размещен на сайте Верховной рады. Документ содержит порядок изъятия из розничной торговли образцов товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих для проведения экспертизы.

Причиной разработки документа послужило увеличение количества нарушений законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, утверждается в пояснительной записке. Речь идет о случаях предоставления информации, которая вводит потребителей в заблуждение, уточнил первый зампред АМКУ Рафаэль Кузьмин. "Например, производитель пишет на продукции, что это сливочное масло, но на самом деле это спрэд. Одним из способов доказать это является отбор образцов продукта и проведение исследования",— отметил он. Комитет будет отбирать образцы и проводить экспертизу за счет средств госбюджета. Но если в ходе проверки будут установлены нарушения, производителю придется возместить расходы.

Почему такие полномочия предлагается предоставить именно АМКУ, пока непонятно, ведь сейчас подобные проверки проводит Госинспекция по защите прав потребителей, отметила пресс-секретарь инспекции Анна Максимчук. "В следующем году на эти цели будет выделено 24 млн грн. Неясно, чем действия АМКУ будут отличаться от наших",— говорят в пресс-службе. Но некоторые отличия все же есть — АМКУ сможет реагировать самостоятельно или на основании жалоб компаний, если их конкуренты используют неправдивую информацию в своей рекламе, говорит юрист юрфирмы "Ильяшев и партнеры" Александр Фефелов. А госинспекция проводит проверки на основании жалоб потребителей или по собственной инициативе.

Последний публичный конфликт между крупными компаниями произошел весной этого года — лидер пивного рынка "САН ИнБев Украина" потребовал в суде запретить демонстрацию рекламы своего конкурента "Першой приватной броварни" (ППБ). В рекламных материалах заявлялось, что в ППБ не используют при производстве пива порошки. Это, по мнению производителя, наносило вред репутации остальных компаний. Позже суд закрыл дело, после того, как ППБ убрала ролик из телеэфира.

Вместе с тем, говорит гендиректор маркетингового агентства BrandAid Валентин Перция, прямое сравнение с конкурентами в рекламе не используется — это запрещено законодательством. "АМКУ есть что проверять по самой продукции. Потребителям и компаниям это должно пойти на пользу",— считает он. Случаев нарушений очень много, отмечает Александр Фефелов: "Например, производитель утверждает, что его товар по каким-то критериям лучше остальных, а это не так. Или же на упаковке шоколада могут указать, что продукт содержит 70% какао, а на самом деле там вообще нет этого ингредиента. Или ненатуральное вино преподносится как натуральное".

Источник: www.allretail.ua