Опубликовано

Гипермаркеты стают все менее популярны в США и Европе

Предпочтения потребителей европейских стран и США сдвигаются в сторону менее крупных магазинов ближе к дому или онлайн-магазинов, что приводит к сокращению прибылей крупнейших сетей. Чтобы остановить падение продаж, ритейлеры уже вносят изменения в свои бизнес-модели.

В третьем квартале прошлого года прибыль Walmart, крупнейшего в мире ритейлера, сократилась на 2,9%. До этого компания также фиксировала падение прибыли в течение восьми кварталов подряд. Sears Holding, который оперирует брендами Sears, Sears Grand, Kmart и др., в ближайшее время планирует закрыть около 120 своих магазинов в США, Gap Inc.— около 200.

Схожие проблемы, хоть и в меньшем масштабе, испытывают европейские ритейлеры. В конце прошлого года британская Tesco разочаровала инвесторов падением продаж, несмотря на рождественский сезон, традиционно удачный для розничного сектора. Два других крупных европейских ритейлера — французский Carrefour и Metro AG — также столкнулись со снижением прибыли за прошлый год, на 14% и 21% соответственно. Прогнозы на этот год обе компании делают очень осторожные.

Tesco необходимо усилить контроль за расходом средств, выработать критерии оценки эффективности, а также сократить финансирование деятельности, напрямую не связанной с основным бизнесом, считает один из крупнейших акционеров сети Ричард Блэк.

Французская Carrefour, недовольная результатами деятельности сети в Европе, ранее заявила о смене исполнительного директора Ларса Олофссона.

Проблема падающих продаж встала перед американскими и европейскими гипермаркетами с началом рецессии, пишет "Коммерсант". По данным исследовательской компании Reis, доля незанятых торговых площадей в торговых центрах составляет 11% — самый высокий уровень с 1991 года. Владельцы площадей вынуждены сдавать их под колл-центры, клиники, церкви, образовательные и государственные учреждения, а также под проведение свадеб и других праздников.

В первую очередь это касается магазинов типа big box, которые характеризуются большой площадью (более 4 тыс. кв. м) и зачастую располагаются в отдельно стоящем одноэтажном здании. Это могут быть универсальные магазины (такие, как Walmart или Target) или специализированные (например, Best Buy, который специализируется на потребительской электронике и бытовой технике, или IKEA).

Продовольственный сектор меньше всего подвержен этой тенденции, однако и здесь наблюдается отток покупателей от гипермаркетов. Все больше потребителей предпочитают чаще посещать маленькие магазины неподалеку от дома, нежели один раз в неделю ездить в гипермаркет. По данным Euromonitor International, в 2011 году продажи таких магазинов "у дома" по всему миру выросли на 6,1%, до $319 млрд, что составляет 6% от всех мировых продаж продовольствия.

Торговая сеть Walmart объявила о росте выручки в третьем квартале 2011 года. Компании удалось добиться увеличения продаж на внутреннем рынке впервые за два года. Рост составил 2,7% до $63,835 млрд. Эксперты связывают улучшение показателей с ценовой политикой ритейлера, сеть существенно снизила цены и привлекла в магазины малообеспеченнных граждан.

Примечательно, что продажи на международном рынке выросли сразу на 20% до 32,4 млрд, включая приобретения и разницу курсов валют, говорится в сообщении компании.

За последнее время сеть пыталась завоевать доверие различных групп покупателей. Недавно Walmart разработала приложения для владельцев iPad и iPhone, помогающие составлять список покупок в магазинах сети. Покупатели получат информацию о наличие товара, его меcтонахождении в магазине, цене и возможности приобрести его со скидкой.

В сентябре ритейлер объявил планах поддержки компаний, возглавляемых женщинами. На эти цели в ближайшие пять лет компания собирается потратить до $20 млрд. Средства пойдут на приобретение товаров и услуг у американских фирм, принадлежащих представительницам прекрасного пола.