"Фуршет" откроет для себя Грузию
Одна из крупнейших в Украине продуктовых сетей "Фуршет" выходит на новый рынок. Как пишет газета "КоммерсантЪ-Украина", до конца октября откроется ее первый магазин в Тбилиси в партнерстве с крупнейшей грузинской аптечной сетью PSP. Рынок Грузии не мог не заинтересовать ритейлера, так как сейчас там почти нет конкуренции, отмечают эксперты. Однако, напоминают они, "Фуршет" почти не развивается на родном рынке и до сих пор не реструктуризировал долги перед банками.
"Фуршет" выходит на рынок Грузии, сообщил член наблюдательного совета "Фуршета" Александр Янишевский. До конца октября в Тбилиси будет открыт первый супермаркет сети общей площадью 1,2 тыс. кв. м, который расположится в районе станции метро "Исани", рассказал эксперт профильного издания RetaiNet Александр Ланецкий. "Думаю, за полгода мы откроем в Грузии три магазина, а дальше будем смотреть, как пойдет",— отметил Александр Янишевский. Господин Янишевский не озвучил объем инвестиций в открытие бизнеса в Грузии. Однако участники рынка оценивают вложения в первый магазин в $1,8-2 млн.
Любопытно, что подбором персонала для компании Furshet Georgia (региональное подразделение "Фуршета") занимался HR-отдел компании PSP — крупнейшей фармацевтической компании в Грузии (объединяет около 160 аптек и фарммаркетов). Об этом, в частности, свидетельствует то, что соискатели должны были присылать свои резюме на адрес vacancy@psp.ge. Связаться с представителями PSP в пятницу не удалось. Александр Янишевский сказал, что "Фуршет" действительно выходит на рынок в партнерстве с PSP, но отказался уточнить, в чем именно оно заключается: "Финансовая часть нашего с PSP партнерства не разглашается". Александр Ланецкий предполагает, что PSP могла взять на себя финансовые риски в Грузии.
Эксперты отмечают, что инвесторы и ритейлеры в последнее время активно интересуются грузинским рынком. К примеру, на рынок уже вышла крупнейшая в Европе сеть Carrefour. По словам господина Янишевского, "Фуршет" хочет успеть занять в Грузии свою нишу: "Рынок продуктового ритейла в этой стране почти не развит".
В отчете Euromonitor отмечается, что в Грузии на долю продуктовой розницы приходится большая часть продаж. "Если в развитых странах люди в среднем тратят около 30% своего дохода на продукты питания, то в Грузии этот показатель достигает 80%. Уровень доходов большей части населения страны просто не позволяет людям тратить деньги на вещи",— говорится в отчете компании. "Этот рынок сравнительно небольшой и достаточно либеральный, но организованной продуктовой розницы там практически нет. Правда, развиваться может быть выгодно лишь в Тбилиси и Батуми",— отмечает господин Ланецкий.
Игорь Баленко начинал свой бизнес в Грузии, а потому у него могли остаться определенные связи в этой стране, говорят участники рынка. "Однако решение выйти на этот, пусть и перспективный, рынок сейчас, откровенно говоря, удивляет. Компания за последние два года открыла всего несколько магазинов в Украине, то есть она практически не развивается. Кроме того, "Фуршет" до сих пор не реструктуризировал долг перед банками",— рассказал инвестбанкир, знакомый с ситуацией в компании. В конце 2010 года долг "Фуршета" составлял $170 млн. Господин Баленко в марте этого года говорил, что переговоры с банками все еще продолжаются. "Именно поэтому выйти на грузинский рынок с местным партнером было бы правильно. А присутствие на других рынках в будущем может сделать "Фуршет" более привлекательным для инвесторов",— добавил Александр Ланецкий.