Опубликовано

Торговая сеть Novus намерена привлечь кредит ЕБРР

Сеть гипермаркетов Novus привлекает кредит Европейского банка реконструкции и развития на сумму $50 млн. Если заем будет одобрен банком, это станет первым за последние несколько лет случаем выделения долгосрочного финансирования на розничном рынке, отмечают эксперты. Как пишет газета «КоммерсантЪ-Украина», Novus намерен вложить средства с целью перехода на прямые закупки органических продуктов у фермеров, а также для начала выпуска товаров под собственной торговой маркой.

27 ноября совет директоров Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) рассмотрит вопрос выделения кредита сети Novus в объеме $50 млн, сообщили в банке. Гендиректор Novus Игорь Ланда не стал комментировать цель привлечения средств, сославшись на готовящийся пресс-релиз на эту тему. А в сообщении банка отмечается лишь, что ритейлер привлекает средства для "укрепления связей с локальными поставщиками и дистрибуторами". Кроме того, проект будет способствовать повышению требований к качеству продукции и стимулировать внедрение новых стандартов ведения бизнеса.

Сеть Novus входит в BT Invest, которую в 2007 году создали бывшие владельцы компании-производителя соков "Сандора" Раймондас Туменас и ныне покойный Игорь Беззуб. Первый магазин сети открылся в 2008 году, сейчас она объединяет 20 торговых точек Novus в Киеве, Севастополе, Черкассах, Тернополе и Ровно. Оборот компании в 2011 году вырос 1,4 млрд грн, чистая прибыль составила 9,66 млн грн (в 2010 убыток составил 27,31 млн грн).

Часть привлеченных инвестиций Novus направит на выпуск товаров под собственной торговой маркой (СТМ; private label) и закупку органических товаров у фермеров, рассказал источник, знакомый с условиями финансирования. "Novus всего четыре года и на первом этапе делал акцент на расширение сети. Поэтому сейчас у него нет СТМ",— отмечает генеральный директор консалтинговой компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля.

Первыми продавать товары под СТМ в Украине начали сеть супермаркетов "Фуршет" (известные как ТМ "Фуршет"), "АТБ-Маркет" (ТМ Foods & Goods Selected, «Полярна казка», «Добра марка» и др.) и Metro Cash & Carry (ТМ Aro и др.). После них это направление начали развивать Fozzy Group ("Премія", "Полная чаша") и "Велика кишеня" ("Хит продукт"). Согласно отчету исследовательской компании AC Nielsen Ukraine, доля продукции под собственной торговой маркой в украинских розничных сетях за последний год выросла в полтора раза. В сегменте продуктовой розницы этот показатель составил 4,7% всех продаж в финансовом выражении.

Инвест-аналитики отмечают, что планируемый заем станет первым долгосрочным кредитом, выданным продуктовому ритейлеру за последние несколько лет. "Раньше банки выделяли финансирование, но в основном на поддержание оборотного капитала ритейлеров, не более",— отмечает директор инвест-банковского подразделения ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский. Источник, знакомый с ходом переговоров между банком и сетью объясняет, что не последнюю роль в этом сотрудничестве сыграла репутация владельцев Novus — в 2007 году они очень выгодно продали свой предыдущий бизнес, компанию "Сандора" американской PepsiCo Inc. за $678,7 млн.

Здесь Вы можете прочесть недавнее интервью, которое порталу All Retail дал гендиректор торговой сети Novus Игорь Ланда