Опубликовано

Объем украинского рынка органических продуктов ежегодно увеличивается в два раза

Украинский рынок органических продуктов резко пошел в рост. Этому способствуют стремление сограждан к здоровому рациону и засилье современных технологий в массовых продуктах питания. Эксперты уверены: росту тренда способствует также ухудшение качества и вкуса товаров супермаркетовского ассортимента, в производстве которых используются синтетические ингредиенты, пишет Корреспондент.

На "зеленой" еде, пока только входящей в гастрономическую моду, сегодня специализируются свыше 140 фермерских хозяйств. 80% их продукции — зерновые, бобовые и масличные культуры, которые в основном экспортируются в Европу, где экопитание гораздо более популярно. Впрочем, овощи, фрукты и мясо-молочная продукция продаются в основном на внутреннем рынке страны.

Число магазинов, торгующих исключительно натуральными овощами, фруктами, молоком, мясом и хлебом, только в столице перевалило за сотню, а во многих супермаркетах появились отдельные полки с ними. По оценке Евгения Милованова, главы Федерации органического движения в Украине, если в 2008 году жители страны купили в магазинах органики на 600 тыс.евро, то в 2009-м — на 1,2 млн, в 2010-м —на 2,4 млн, а в 2011 году — уже на 5,1 млн евро. Правда, пока чистая еда в общем объеме приобретенных украинцами продуктов составляет всего 1-2%. Для сравнения: в Западной Европе — до 10%. Фермы Байрон Агро в селе Стовпяги в 85 км от Киева как будто не коснулась цивилизация. 140 коров, 27 коз и несколько десятков перепелов здесь кормят, как в XIX веке. Отсюда продукты отправятся в самое серце украинской торговой индустрии — супермаркеты Сільпо и Велика кишеня.

На прилавках они будут отличаться от обычных аналогов не только более простой и экологичной упаковкой, но и ценой — в среднем она выше в два с половиной раза. 1 л обезжиренного молока стоит 18 грн, 1 л жирного — 25 грн, 200 г сливочного масла — 60 грн, 500 г творога — от 22 грн. "У нас маленькие объемы и высокая себестоимость", — лаконично объясняет разницу хозяин Юрий Сергеев. Еще один ценообразующий фактор — специальная упаковка для органики. В Украине ее производство не развито, и под молоко Сергеев закупает польские стеклянные банки объемом 0,33 л. Кроме того, производителю экопродуктов, в отличие от обычного фермера, необходимо собрать гораздо большее количество разрешительных документов и больше потратиться на них, а кроме того, на штрафы проверяющих органов. По словам Сергеева, эти расходы он тоже закладывает в цену своего товара.

В Западной Европе органическая пища давно не считается редкостью. Продукты, согласно международным правилам отмеченные зеленым листиком на упаковке, вполне доступны — они дороже обычных лишь на 10-15 %, что вдвое, а то и вчетверо ниже разницы в Украине. А объем рынка натуральной еды в Германии в сотню раз превышает отечественный, достигая 6 млрд евро, хотя население этой страны только вдвое больше украинского. Другая причина слабого развития отрасли — отсутствие четких правил игры. Если в Евросоюзе стандарты производства органики изложены на десятках страниц и контролируются сотнями сертификационных компаний, то в Украине единственный закон, регламентирующий эту сферу, до сих пор не утвержден президентом. Причина — нет базы для его исполнения. Бесконтрольность и хаос — благодатная почва для спекуляций на тренде. Многие производители, рекламируя обычные товары, выдают их за органические.

С другой стороны, поставщикам 100 %-го эко сложно убедить скептически настроенных покупателей в том, что их продукция действительно более натуральна, чем даже то, чем торгуют селяне на рынках. Ведь при выращивании домашней птицы и скота хозяева частных подворий зачастую также используют химию, предупреждают эксперты. На фоне того, что качество основной массы магазинных продуктов со временем снижается, Милованов прогнозирует постепенный рост доли потребления органики — приблизительно в том же темпе, что и в минувшие годы, — примерно на 100 % ежегодно. "Хотя, конечно, надо понимать, что эта продукция никогда массовой не станет", — резюмирует эксперт.