Опубликовано

Обзор рынка продовольственного ритейла Восточной Украины

Новый аналитический материал компании GT Partners Ukraine посвящен рынку розничной торговли продуктами питания Восточной Украины.

Восточная Украина – это самый большой по площади и по количеству населения регион Украины. Сдесь же в прошлом году был зафиксирован самый высокий показатель уровня доходов населения среди всех регионов страны (табл. 1). Аналогично доля Восточной Украины в суммарном розничном товарообороте страны является самой большой – 33,5%.

Табл. 1. «Основные макроэкономические показатели развития розничной торговли Восточной Украины»

В регионе Восточной Украины насчитывается почти 40 разных продовольственных розничных сетей. Среди них есть и очень маленькие, насчитывающие 4 магазина, и большие, как сеть «АТБ-маркет», насчитывающая более 200 магазинов в этом регионе.

Табл. 2. «Продовольственные операторы розничной торговли Восточной Украины» 

В компании GT Partners Ukraine выделили следующие территориальные особенности развития розничной торговли в этом регионе:
 • Это тот факт, что Восточная Украина остается самым промышленно развитым регионом страны и обладает самой большой покупательской способностью населения;
 • Во-вторых, в данном регионе наблюдается самая большая концентрация крупных городов;
 • Крупные областные центры региона (Харьков, Днепропетровск и Донецк) продолжают оставаться одними из наиболее привлекательных городов в плане развития здесь проектов торговой недвижимости;
 • Среди последних сделок слияний-поглощений мы можем отметить операцию со сменой власти у сети «магазинов у дома», принадлежащих ранее компании МД Ритейл, и которые были выкуплены харьковской компанией NS Limited;
 • В прошлом году был открыт первый в регионе гипермаркет AUCHAN;

Среди негативных тенденций можно отметить тот факт, что в прошлом году Восточная Украина стала ведущим регионом страны по числу закрытых торговых точек (в частности, сразу несколько своих нерентабельных магазинов вынуждены были закрыть сети «Наш Край», «Большая Ложка», «Вопак»и «Велика кишеня»).

Среди самых популярных форматов магазинов у жителей Восточной Украины – опять же супермаркеты и дискаунтеры, которые здесь представлены «мягкими дискаунтерами» «АТБ-маркет» и «Фора». Довольно большую долю рынка заняли гипермаркеты – 24%.

Диагр. 1. «Самые популярные форматы магазинов самообслуживания в Восточной Украине, %»

48% рынка розничной торговли удерживают три компании – «АТБ-маркет», «Амстор» и METRO.

 Диагр. 2. «Основные игроки на рынке продовольственного ритейла Восточной Украины»

По показателю количества торговых точек в Восточной Украине бесспорное лидерство с громадным отрывом удерживает «АТБ-маркет» - 206 магазинов на конец 2008 года.

Диагр. 3. «Рейтинг продовольственных сетей Восточной Украины по количеству торгових точек, шт» 

Город Днепропетровск – один из самых привлекательных в инвестиционном плане в нашей стране. Большой объем рынка города и стал причиной того, что на данных диаграммах мы видим столько операторов ритейла. Среди них лидерство удерживает сеть «АТБ-маркет» - 27% от суммарного товарооборота города и 28500 кв.м. торговых площадей. Это естественно, ведь компания «АТБ-маркет» была основана именно в Днепропетровске и именно отсюда началась ее развитие. На 2-ом месте лидерство в городе удерживают два магазина METRO. 

Диагр. 4. Днепропетровск - Распределение по суммарному товарообороту, %

Диагр. 5. Днепропетровск - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м.

Такая же пестрая картина на рынке ритейла наблюдается и в Харькове – не менее перспективном и инвестиционно привлекательном городе страны.  Здесь тоже есть группа местных сетей, которые входят в лидеры по товарообороту и по торговым площадям – это компании ТАРГЕТ, КЛАСС и РОСТ. Шесть магазинов «Велика кишеня», расположенных в Харькове, стали причиной того, что из неместных сетей именно эта компания занимает в Харькове наибольшую долю рынка – почти 11%.

 

Диагр. 6. Харьков - Распределение по суммарному товарообороту, %

Диагр. 7. Харьков - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м. 

В Луганске открытие 1 магазина METRO в 2006 году позволило ему сразу же занять лидерство как по доле в суммарном товарообороте, так и по совокупной торговой площади. Вторую же позицию удерживает местная сеть «Абсолют», принадлежащая компании ЛИА Лтд.

Диагр. 8. Луганск - Распределение по суммарному товарообороту, %

 Диагр. 9. Луганск - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м.

Донецк. Именно из этого города начала свое развитие сеть гипермаркетов и супермаркетов «Амстор». Поэтому неудивительно, что именно «Амстор», которых на данный момент в Донецке 5 магазинов, и занимает 36% от суммарного товарооборота города и управляет почти 20 000 кв.м торговых площадей. Магазинов METRO в Донецке два – поэтому они и немного проигрывают «Амстору» и занимают 2-ю позицию.

Диагр. 10. Донецк - Распределение по суммарному товарообороту, %

 Диагр. 11. Донецк - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м. 

Осуществленная пару лет назад сделка покупки локальной сети супермаркетов «КИТ» компанией «Фоззи Груп» стала первопричиной того, что именно «Фоззи Груп» на данный момент имеет 28% в суммарном товарообороте розничной торговли Запорожья. А вот по показателю совокупной торговой площади лидирует «Амстор».

Диагр. 12. Запорожье - Распределение по суммарному товарообороту, %

 Диагр. 13. Запорожье - Распределение по совокупной торговой площади, кв.м.

Источник: GT Partners Ukraine