Опубликовано

Битва за свет

Свет давно признан ритейлом эффективным инструментом продаж. По данным ведущих маркетологов, правильно подобранное освещение способно увеличить выручку торговой точки в среднем на 10-20%. И это неудивительно, ведь на 85% люди воспринимают информацию визуально.

Сегодня даже экономия на освещении используется отдельными компаниями, как маркетинговый ход. К примеру, в 2013 году ряд «жестких» западноевропейских сетей дискаунтеров стали намеренно приглушать свет в торговых залах, доказывая свою экономность и, тем самым, еще больше отстраиваясь от конкурентов.

В Украине пока до такого «спартанского» подхода дело не дошло из-за особенностей менталитета. Украинцы – не настолько ярые приверженцы экономного способа жизни. Люди со средним уровнем достатка готовы тратить больше денег, если в торговом помещении им будет комфортно. Таким образом, отечественный рынок ритейла представлен в основном «мягкими» дискаунтерами ("АТБ"). И хотя они используют свет как инструмент продаж в традиционном понимании, экономия электроэнергии для них не менее важна, чем для «жестких» европейских коллег.

«Вопрос экономии электроэнергии чрезвычайно актуален для всех сетей ритейла в Украине - не только для представителей сегмента «дискаунтер». В среднем стоимость киловатта электроэнергии для юридических лиц в стране повышается не менее одного раза в квартал. Снижения темпов роста цен на электричество операторы данного рынка в ближайшем будущем не ожидают, поэтому активно минимизируют расходы энергопотребления различными способами», – отмечает исполнительный директор компании «Максус Украина» Андрей Бевзо.

Экономить электричество, а не свет

В попытке сэкономить средства только небольшая часть представителей украинского ритейла готова пожертвовать уровнем освещенности своих торговых площадей. Ведь от нее зависит выручка компаний.

Согласно строительным нормам, уровень освещенности в супермаркете должен быть не менее 400 люкс (прим. - люкс равен освещенности поверхности площадью 1 м² при световом потоке падающего на нее излучения, равном 1 лм.). Но такие условия для ритейла неприемлемы, поэтому игроки рынка самостоятельно устанавливают корпоративные, более высокие стандарты освещенности. В среднем, для эффективной работы супермаркета, считают украинские ритейлеры, необходимо не менее 700, а иногда и 1000 люкс.

Чтобы сэкономить, и в то же время остаться привлекательными для клиентов, операторы рынка розничной торговли прибегают к различным схемам. Некоторые компании практикуют отключение света в отдельных подсобных помещениях в определенное время суток. Другие арендуют помещения с высоким уровнем естественного освещения или с низкими потолками, но таких компаний – чрезвычайно мало. Третьи – в основном крупные супермаркеты и гипермаркеты – применяют регулируемое освещение. Последнее для большинства ритейлеров – роскошь.

Ритейлеры переходят на LED

Подавляющее большинство ритейлеров отдают предпочтение внедрению энергоэффективных технологий, наиболее популярна из которых – светодиодная (LED). Ее применение позволяет снизить электропотребление в 2-3 раза, а в отдельных случаях - и в четыре раза. Согласно подсчетам экспертов, если только в одном украинском городе-миллионнике все супермаркеты перейдут на LED-освещение, операторы рынка будут ежегодно экономить порядка 10 миллионов гривен. Кроме того,  качественное LED-освещение дает комфортный для покупателя свет, максимально приближенный к естественному. Выгода для ритейлеров очевидна – люди больше времени проводят в торговом зале, стало быть больше денег тратят на покупки. Немаловажными являются и такие характеристики LED, как высокий уровень цветопередачи, благодаря чему не искажается оригинальный цвет продукции и упаковки, а также экологичность, за счет которой снижается и экологический налог.  

«С начала 2013 года самый значительный скачок спроса на LED-продукцию был зафиксирован именно в сегменте торговой недвижимости – на 20-30% по сравнению с концом предыдущего года. Эти данные подтверждают и результаты исследования, проведенного летом 2013 года компанией GfK Ukraine: ведущие сети ритейла в Украине переходят или планируют в ближайшем будущем перейти на светодиодное освещение. Исходя из растущего спроса, по нашим прогнозам, переход украинского ритейла на новую технологию на уровне 80% произойдет в течение ближайших 2-3 лет. Ведь, как признаются сами операторы, другой альтернативы экономить электроэнергию, оставаться привлекательными для клиентов и иметь возможность высвобождать деньги на развитие – сейчас просто нет», заключает исполнительный директор «Максус Украина» Андрей Бевзо.