Опубликовано

«Амстор» идет на Запад

Торговая сеть «Амстор», принадлежащая компании «Смарт-Холдинг», до недавнего времени ограничивала свое присутствие шестью областями в восточной, центральной и южной частях Украины, а также в Киеве. Однако летом текущего года ритейлер объявил о решении расширить географию и попытаться освоить еще и западный регион страны. Планируется, что уже к концу следующего года два супермаркета сети будут открыты во Львове. 

«Амстор» - один из крупнейших игроков украинской продовольственной розницы, который по товарообороту, торговым площадям и ряду других показателей входит в ТОП-10 ритейл-операторов. Что же касается финансовых возможностей, то в рейтинге, составляемом журналом Forbes, он сегодня обходит даже таких «акул» FMCG-ритейла, как «Велика Кишеня», «Ашан», NOVUS и «Таврия В». Поэтому желание "Амстора" утвердиться на новых площадках выглядит вполне логичным и закономерным.

Планы оператора воистину наполеоновские. Первый магазин «Амстор» был открыт на просп. Ильича в Донецке в 2003 году. Сегодня сеть располагает 28 супер- и гипермаркетами, а также одним дискаунтером «Амстор Экспресс», расположенными  в 13 городах Украины. Кроме того, компания с недавних пор активно работает над концепцией собственных магазинов у дома. Апробировать новый проект собираются уже в будущем году.

Формат гипермаркета пока отошел на второй план, а вот классические супермаркеты были и остаются в приоритете "Амстор". К концу 2018 года ритейлер планирует довести их количество до 76. Как недавно отметил директор по стратегическому развитию компании Сергей Мулярчук, одним из направлений расширения сети является г. Львов. На старте там начнут работать два супермаркета, но не исключено, что впоследствии к ним прибавится еще три-четыре объекта.

Львовский рынок FMCG-ритейла по отечественным меркам развит очень даже неплохо. «Амстору» здесь придется конкурировать с такими  торговыми сетями, как «Сільпо» (8 супермаркетов), «Арсен» (5 супермаркетов), «Вопак» (7 супермаркетов). «Фуршет» (2 объекта) и «Наш край» (10 магазинов у дома). Работают здесь также гипермаркет «Ашан», супермаркет «Таврия В» и два торговых центра METRO Cash & Carry.

Разумеется, нельзя скидывать со счетов и две других локальные сети - «Барвінок» (13 супермаркетов) и «Рукавичка» (17 супермаркетов и магазинов у дома), которые давно присутствуют на местном рынке, пользуются хорошей репутацией у покупателей и снискали их расположение благодаря сравнительно невысоким ценам и различным программам лояльности.

Реакция ритейлеров на то, что вскоре им вскоре предстоит «потесниться», оказалась разной. Так, Начальник отдела корпоративных коммуникаций компании «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» Анна Курбатова отметила, что они обычно не комментируют расширения той или иной сети. «Амстор» же для METRO не конкурент, поскольку работают они в разных форматах, каждый из которых имеет свою категорию клиентов.

Директор маркетингового отдела компании «Львовхолод» (магазины «Рукавичка» и "Під Боком") Елена Фролова восприняла решение «Амстора» о входе в город без особого энтузиазма, но все же спокойно. Аналогичной была реакция и представителей торговой сети «Наш край». У менеджера по вопросам регионального развития сети «Барвінок» Юрия Стецького эта новость вызвала некоторую обеспокоенность. Но связана она была не с появлением в городе «Амстора» как такового, а с открытием одного из супермаркетов неподалеку от одного из «Барвінков» (в пределах одной троллейбусной остановки).

Кстати, его будущее местоположение (на перекрестке улиц В.Великого и Кульпарковской) нельзя назвать самым удачным. Кроме магазина «Барвинок» в шаговой доступности находятся 2 супермаркета «Сільпо» и минимаркет «Два кроки від хати». Расположенный здесь спальный микрорайон - отнюдь не самый крупный. Предприятий и учебных заведений по соседству практически нет, из учреждений – разве что только областное управление ГАИ. Работники и посетители торгово-производственного комплекса «Південний» обычно закупаются в упомянутом «Сільпо», который находится прямо на входе в ТПК.

Для второго же «Амстора» выбрано просто-таки идеальное место – в строящемся в центре города ТРЦ «Форум Львов» на ул. Под Дубом. Вместе с партнерами его возводит нидерландская компания Multi Development, свыше 30 лет занимающаяся развитием и управлением торговыми центрами, офисными и многофункциональными сооружениями более чем в двадцати странах Европы. Это первый проект, который она реализует в Украине, так что девелопер, скорее всего, выложится по полной в плане качества строительства.

По словам представителя компании Гавайна Минкса, стоимость инвестиций в ТРЦ «Форум Львов» составляет около 1 млрд. грн. Под его строительство выделен земельный участок почти в 3 гектара. Общая площадь объекта составит 69 тыс. кв.м, из них торговая – 36 тыс. кв. м. Кроме магазинов, торгующих продуктовыми и промышленными товарами, в нем будут открыты рестораны и зоны развлечений.  

ТРЦ «Форум Львов» находится практически в центре Львова – недалеко от оперного театра и главного проспекта города. Здесь много вузов, различных офисов, промтоварный рынок, транспортные развязки. Большой плюс заключается и в том, что продовольственных магазинов в округе очень мало. Единственный супермаркет в районе - премиум-магазин «Опера Маркет». Однако он рассчитан на состоятельного клиента и торгует в основном изысканными импортными деликатесами, свежими овощами и фруктами, собственной выпечкой и суши.    

В ТРЦ «Форум Львов» сеть «Амстор» станет якорным арендатором. Супермаркет расположится на первом этаже здания и займет площадь свыше2700 кв. м. Предполагается, что в нем будут представлены все товары, выпускаемые под private labels сети, а также продукция собственного производства - колбасные и рыбные деликатесы, кулинария, кондитерские и хлебобулочные изделия.

В целом, «Амстор» имеет неплохие перспективы прочно обосноваться во Львове. Регион отнюдь не самый бедный в стране и уже имеет свои шопинговые «традиции». За восемь месяцев текущего года оборот розничной торговли во Львовской области, включающий розничный товарооборот предприятий торговли, расчетные данные по объемам продаж на рынках и физическими лицами-предпринимателями, составил 24 615,3 млн грн. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года он показал рост в 6,2%.

В структуре товарооборота местной розницы 49,7% приходится на предприятия торговли, 17,9% – на розничную торговлю физическими лицами, имеющими сети вне рынков, 29% – на продажу товаров на рынках, и 3,4% - на неформальные рынки. В продовольственной группе подавляющее большинство львовских покупателей (89%) отдают предпочтение украинским продуцентам. В структуре розничного товарооборота превалируют табачные изделия (9,6%), алкогольные напитки (8,5%), кондитерские изделия (2,9%), мясо и птица (2,2%), молоко и молочные продукты – 2%.

Это если говорить в целом о рынке розницы Львова и области. При том, что здесь работают десятки различных сетей, обеспеченность местного населения торговыми площадями еще даже не приблизилась к средним показателям по Европе, в которую мы так усердно стремимся. По состоянию на 1 января 2013 г. во Львове работал 1591 объект розничной торговли, из них – 1201 магазин. Их общая площадь составляет 265,4 тыс. кв. м. То есть на каждого жителя города приходится лишь 0,35 кв.м.

В украинские нормативы Львов, конечно, «вписывается», а вот до европейских торговых достижений (0,98 кв. мна человека) еще очень далеко. Так что появление нового оператора в западном регионе Украины, прежде всего, в интересах и самой розницы, и потребителей, которые с каждым годом становятся разборчивее и взыскательнее. Здоровая конкуренция вынуждает ритейлеров совершенствовать методы работы, а покупателю позволяет приобретать качественные товары по доступным ценам и в комфортных условиях.

Автор: Лилия Мыц