Основные тенденции развития рынка электронной коммерции в 2014 году
Когда речь заходит о современном ритейле, мы понимаем, что у покупателей сегодня выбор широк, как никогда. Это стало возможным после того, как электронная коммерция стала таким же рядовым явлением в жизни потребителей, как и традиционные покупки на рынках и в магазинах. Потребителям предлагают новые многочисленные способы покупок, в том числе используя самые современные технологии. Важно также и то, что сегодняшние потребители изменяют свои традиционные взгляды на совершение покупок. Например, они узнают о том, что можно наполнить корзину продуктами, не выходя из дома, или заказать доставку бытовой техники с помощью специального приложения, установленного на мобильном телефоне.
Темпы роста интернет-торговли практически во всех странах очень высоки (это касается даже тех рынков, где электронная коммерция находится уже на очень высоком уровне развития). Рынок расширяется, число его участников неуклонно увеличивается, и уровень конкуренции постоянно растет. Реализация современных технологических решений осуществляется значительно быстрее в электронной коммерции по сравнению с традиционной торговлей.
Попробуем рассмотреть перспективы и основные тенденции мирового рынка электронной торговли в 2014 году.
Отсутствие мобильности означает утрату конкурентоспособности. Прошли времена, когда крупные торговые сети могли использовать лишь один канал торговли. Чтобы оставаться конкурентоспособным, сегодня просто необходимо развивать все возможные средства коммуникации с потребителями. Мультиканальные ритейлеры уже поняли преимущество такого подхода, дав возможность потребителю самому выбирать, как и где он может совершать покупки. В 2014 году все больше как крупных, так и локальных розничных сетей будут активно расширять альтернативные каналы торговли.
Увеличение непринужденных покупок. По мнению западных экспертов, в мире наблюдается тенденция к шопингу как виду удовольствия, без обязательного совершения покупок. И когда человек окунается в мир электронной торговли, он также хочет совершить своеобразный шопинг в интернет-магазине. А это значит, что с помощью компьютера или мобильного телефона потребители должны узнать о товарах как можно больше. Следовательно, стоит ожидать дальнейшего усовершенствования навигации онлайн-магазинов, а также возможностей дополнительных сервисов - таких, как более детальное рассмотрение товара, сравнение цен и т.д.
Доверие и прозрачность будут более важны, чем когда-либо. На заре зарождения электронной коммерции существовал определенный риск таких покупок (например, несвоевременная доставка товара или вообще аннуляция заказа, или же потерянные деньги потребителя в худшем случае). Однако сейчас все это в прошлом. Недобросовестные онлайн-торговцы просто не выдерживают конкуренции и вынуждены уходить с рынка (по крайней мере, такова сейчас ситуация в развитых странах).
Потребители хотят знать о товаре все - производителя, качество, гарантии и т.д. Клиенты требуют доказательств подлинности продукции. Это современные потребности рынка, и ритейлеры просто вынуждены предоставить не только максимально широкий ассортимент, но и гарантии своим покупателям.
Потребители станут более требовательны – это означает больше предложений, лучшее качество услуг, и, как уже упоминалось выше, более высокий уровень доверия и прозрачности. Новой задачей для торговых сетей должно стать нахождение способов, которые бы сделали совершение покупок в онлайне увлекательными. Ведь почему потребители покупают продукцию в Сети? Причин несколько – более выгодная цена, удобство (не нужно ехать за товаром) и более широкий выбор товара. И хотя эти принципы по-прежнему верны, теперь их просто недостаточно, чтобы удерживать интерес клиента на высоком уровне. Лидеры рынка будут предлагать потребителям разнообразие продуктов, широкий ассортимент , развлечения в процессе покупок и возможность выбирать покупать когда, где и как он пожелает.
Какие еще тенденции станут характерными для мирового рынка онлайн-торговли в 2014 году?
- выход на рынок традиционных ритейлеров (тех, которые до сих пор не внедрили систему онлайн-продаж) ускорится. Даже самые ярые приверженцы традиционных продаж просто вынуждены выходить на рынок электронной торговли, чтобы не остаться далеко позади. Причем данная тенденция характерна не только для развитых, но и для развивающихся стран.
- значительное расширение международных операций в интернет-торговле. Онлайн-торговля хороша еще и тем, что вы можете совершить заказ необходимой вам продукции, которой в вашей стране попросту нет. И, спустя некоторое время, вы получите свой заказ, не выходя из дома. Таким образом, электронная торговля выступает как еще один образец глобализации экономики и стирания границ между странами. Это прекрасно понимают и ритейлеры, которые могут увеличить свои продажи не только на домашнем рынке, но и на рынках других стран.
- продолжится рост числа покупок с помощью мобильных приложений – здесь все очевидно. Растет не только количество пользователей «умных телефонов», но и повышаются их умения в пользовании такими телефонами. Что может быть проще – заказать товар, нажав всего лишь несколько клавиш на мобильном телефоне.
- Повышенное внимание дополнительным услугам – например, персональный шопинг, специальные предложения постоянным клиентам и т.д.)
- Дальнейшее расширение логистики как отличительного звена в стоимости и скорости доставки – правильно организованная логистика означает в конечном счете более выгодные ценовые предложения для покупателей, и все больше онлайн-ритейлеров будут активно работать над оптимизацией логистики.
Подводя итоги, стоит сказать, что торговым операторам уже в ближайшем времени придется фокусировать свое внимание не только на розничной торговле как таковой, но и на других аспектах. Например, важно предоставить потребителям информацию о процессе производства и доставки продуктов. Широкая презентация нового продукта в интернете также станет необходимостью, ведь еще одна современная тенденция заключается в том, что потребители хотят получить новый товар сразу же, как только он появился, и ни секундой позже.
Использованы материалы сайта www.retailingtoday.com
Перевод: Александр Милянчук