Опубликовано

Мнение: В Украине нет острой необходимости в принятии отдельного закона о внутренней торговле

Эксперты компании DEGA Partners - адвокат Константин Гамкрелидзе и управляющий партнер Игорь Деревянко - о юридических аспектах взаимоотношений в сфере ритейла

- Здравствуйте. В секторе розничной торговли задействованы множество разных игроков. Насколько часто здесь возникают правовые коллизии? С чем это связано?

- Игорь Деревянко: Действительно, цепочка, из которой состоит механизм  реализации товаров посредством розничных сетей  достаточно длинная, среди звеньев которой, между собой, так или иначе, связаны правоотношениями: менеджмент, персонал, производители, поставщики, торговцы, арендодатели, транспортные компании, государственные органы и, конечно же, конечные потребители товаров и услуг. Именно для потребителей все перечисленные выше элементы и вынуждены тесно взаимодействовать между собой.

Безусловно, в силу того, что данный круг правоотношений де-факто является широким ввиду наличия большого количества участников, существует большая вероятность возникновения различных юридических противоречий в таких отношениях.

Исходя из нашего опыта могу сказать, что такие противоречия возникают преимущественно потому, что на первоначальных этапах создания и становления той или иной торговой сети недостаточно глубоко прорабатываются юридические механизмы взаимодействия участников. Естественно, все и сразу предусмотреть невозможно, однако, об определении ключевых приоритетов в последующем внедрении работоспособных и эффективных юридических инструментов следует думать на самом старте.

- Какие ключевые компетенции готова предложить Ваша компания для ритейлеров?

- Игорь Деревянко: Как уже было сказано выше, все участники розничного рынка являются частью крупного правового оборота, ввиду чего перечень наших практик в сфере ритейла достаточно насыщен. Среди основных можно выделить такие: оценка текущего состояния и корпоративное структурирование бизнеса, разработка договорной базы, консультирование по вопросам рекламы, налоговое консультирование, практика урегулирования споров (судебное и досудебное урегулирование), вопросы недвижимости: аренда, приобретение и продажа, взаимодействие с государственными органами (лицензирование, сертификация, регуляторные вопросы), комплексное юридическое сопровождение текущей деятельности компании-ритейлера и другие.

- С кем из представителей украинской розницы у Вас сложились наиболее тесные взаимоотношения?

- Игорь Деревянко: Поскольку мы были ориентированы на данный рынок с самого начала, радует, что на сегодняшний день наш клиентский портфель  активно пополняется компаниями, которые осуществляют торговые операции как посредством собственных розничных сетей, так и через свои дистрибуционные каналы с помощью привлечения бизнес-партнеров.

Преимущественно к нам обращаются  клиенты, работающие в сфере легкой и пищевой промышленности, реализации табачной продукции, автотоваров, бытовой техники и другие. Особую ступень в сегменте занимает сектор интернет-торговли (e-commerce), годовой объем которого на сегодня оценивается в ок. 1,5 млрд грн. с ежегодным приростом не менее 10%. Поэтому этот сектор мы также расцениваем как приоритетный в спектре наших практик.

- Одна из главных проблем, которая сдерживает еще более активное развития торговых сетей в Украине - земельная. Как Вы думаете, возможно, ли когда-нибудь  отрегулировать вопрос с махинациями и коррупцией в этой сфере?

- Константин Гамкрелидзе: По нашему мнению, существующей в Украине нормативной базы достаточно для урегулирования вопроса, связанного с приобретением в собственность и пользования землей. В то же время, каждый, кто хоть раз сталкивался с темой получения земли, знает, насколько часто чиновники не замечают проблему, пока в ней нет их личного интереса. Общеизвестно, что административный ресурс играет едва ли не главную роль при решении «земельного»  вопроса.

По нашему мнению, усилия, направленные на приобретение земли в пользование либо собственность, должны быть общими - у юристов, руководителей или менеджеров разного ранга. Только таким образом, возможно, преодолеть существующую проблему и помочь получить интересуемый земельный участок для общественных нужд. Именно так мы представляем себе проблему строительства новых торговых комплексов на ранее неиспользуемых землях вблизи крупных населенных пунктов.

- Как Вы считаете, существует ли в украинском ритейле проблема доминирования торговца над поставщиком? Как ее решить?

- Игорь Деревянко: Проблемы как таковой нет - есть некий дисбаланс между интересами торговца и поставщика. Но поставщики знают, что без третьего звена- конечного потребителя - ни они, ни ритейлеры существовать не смогут. И о доминировании может идти речь только в случае, если поставщик не имеет выбора, кому поставлять продукцию. Но он-то имеет этот выбор! А отрегулировать вопрос, грамотно составить договор, в конце концов, защитить интересы каждой из сторон - дело юристов и ответственных менеджеров.

- Как Вы думаете, нужен ли Украине Закон о внутренней торговле или же никто лучше самих игроков не разберется на этом рынке?

- Константин Гамкрелидзе: Считаю, что необходимости в принятии отдельного закона о внутренней торговле нет. Это, скорее, зарегулирует и запутает эту область экономики, нежели что-то прояснит в ней.

Возникшие вопросы, касающиеся внутренней торговли, можно решить внесением изменений в уже существующие нормативные акты. Например, сейчас есть объективная необходимость урегулирования торговли через интернет-сайты. Однако для этого необязательно принимать отдельный закон, в котором помимо этих вопросов будут также решаться аспекты взаимоотношений поставщиков и ритейлеров. Достаточно внести необходимые изменения в Закон «О защите прав потребителей», а также привести в соответствие сегодняшним реалиям  Правила продажи товаров на заказ и вне торговых или офисных помещений, которые были утвержденные Минэкономики в 2007 году.

Также необходимо таким образом внести изменения в нормативные акты, регулирующие расчеты с населением, чтобы это было удобно и продавцам и покупателям.

Безусловно, к разработке таких законов и изменений необходимо привлекать тех лиц, которые являются непосредственными участниками рынка, проводить соответствующие опросы продавцов, покупателей.

- Недавно Украину всколыхнул конфликт между АМКУ и крупнейшими ритейлерами. По Вашим прогнозам, чем закончится этот инцидент?

- Константин Гамкрелидзе: Конечно, прогнозировать исход подобного рода процессов непросто, поскольку все они достаточно индивидуальны. Считаю, что перспективы есть как у одной, так и у другой стороны. Здесь нужно обратить внимание, что компании, обвиненные в картельном сговоре, занимают значительную долю рынка, что означает, что сговор, в принципе, возможен. Вместе с тем, АМКУ может и не доказать, что сходство было именно результатом согласованности конкурентного поведения, а не простым совпадением.

В целом, думаю, что конфликт должен закончиться определенного рода компромиссом, т.к. с одной стороны выдвинута слишком большая (возможно неподъемная) сумма претензий (штрафа), но с другой стороны претензия уже заявлена и АМКУ некуда отступать. Цена же компромисса будет зависеть от того, насколько с правовой и экономической точек зрения будут обоснованы позиции участников конфликта.   

Справка All Retail:

Юридическая фирма

«

DEGA Partners

»

, одна из ведущих украинских компаний, которая уделяет особое внимание и предоставляет качественные услуги клиентам в области торговли и дистрибуции. Основываясь на нашем обширном опыте работы с компаниями в данной сфере, а также решении их сложностей, нами было разработано целый ряд инновационных процедур, пакет документов. Благодаря данным разработкам снижается риск возникновения задолженностей, есть возможность избежать убытков, укрепить дисциплину исполнения контрактов и минимизировать необходимость судебных разбирательств.