Как реагируют торговые сети на бойкот российских товаров
Украинские потребители активно реагировали на призывы о снижении покупок или полном отказе от товаров, произведенных в Российской Федерации. Уже можно констатировать, что продажи российских товаров значительно снизились. Это подтверждают торговые сети, поставщики продукции и сами производители. Большинство российских компаний информирует о том, что они продолжают поставки в Украину, однако они не сообщают, сократились ли объемы данных поставок или нет.
Торговые сети по-разному реагировали на изменение предпочтений украинцев. Первой торговой сетью, которая высказала свое мнение о происходящих событиях в стране, была корпорация «АТБ», включающая 854 дискаунтера, и являющаяся самым крупным оператором по количеству торговых точек. Генеральный директор «АТБ» еще 5 марта выступил с соответствующим обращением, которое было размещено на корпоративном сайте.
Второй крупной сетью, высказавшейся по вопросу российских товаров, была продуктовая сеть NOVUS, принадлежащая литовским бизнесменам, и владеющая 29 гипермаркетами, включая 9 в Севастополе. Компания «Новус Украина» проанализировала свой ассортимент и не обнаружила категорий, в которых чисто российские товары играют важную роль. В основном это категории, в которых имеются сильные украинские марки. Российские товары занимают в продажах ритейлера небольшую долю.
Группа компаний Fozzy Group, управляющая сетями «Сильпо» (247 магазинов), «Фора» (196 минимаркетов) и Fozzy Cash&Carry (9 гипермаркетов) также через свой сайт сообщила, что на полках их магазинов присутствуют российские товары только в случае, если в Украине нет их аналога или они пользуются спросом среди потребителей. Большинство ассортимента российской продукции – это товар международных компаний. При этом ритейлер сообщает, что даже если этот товар покупатели прекратят покупать, то он готов вывести их из ассортимента.
Уже месяц назад три торговые сети Ивано-Франковска, владеющие 14 магазинами, - «Плюс», «Славянка» и «Тростянецкий», полностью исключили российские товары из своего ассортимента. Аналогично поступили и отдельные продуктовые магазины в Житомире.
Волынский ритейлер «Наш Край», управляющий более чем 100 магазинами, сообщил о сокращении линейки российской продукции за счет алкоголя, чая, сопутствующих товаров, бытовой химии и молокопродуктов.
По неофициальной информации одесская компания «Обжора», владеющая 20 маркетами, уже вернула часть товаров, произведенных в Российской Федерации поставщикам.
В то же время, киевский оператор розничной торговли «Край», развивающий 6 супермаркетов под ТМ «Край» и формат гипермаркетов «Країна» (2 торговые точки) сообщил о том, что во время проведения в супермаркете Николаева флешмоба «Русское убивает» руководство вызвало правоохранительные органы.
В Украине набирает обороты тенденция размещения на ценниках товаров обозначения страны производства в виде флага или надписи. Первыми это сделали некоторые супермаркеты австрийского оператора Billa, имеющего в Украине 32 торговые точки. При этом сам ритейлер не связывал это с набирающим обороты бойкотом российских товаров.
Позднее аналогичные шаги предпринял гипермаркет Караван, расположенный в Черновцах и магазины «Сильпо» в Одессе. Пойти по их пути хотел «Фуршет», однако не сделал это по причине юридической неурегулированности данного вопроса.