Рынок электронной коммерции Белоруссии достигнет $426 млн по итогам 2014 г.
По итогам 2014 года рынок электронной коммерции Белоруссии составит 426 млн долл. Цифра немалая, однако эксперты утверждают, что соседняя страна отстает от России в развитии рынка e-commerce на три года.
Компания J’son & Partners Consulting (J&PC) опубликовала исследование рынка электронной коммерции Белоруссии. В 2013 году этот сегмент составил 350 млн долл. По прогнозу, среднегодовые темпы роста рынка электронной коммерции составят 18,2% в год на протяжении 2013-2016 годов - пишет TelecomDaily
Доля белорусской интернет-торговли в структуре розничной торговли составила около 1%, что в два раза меньше, чем на российском и украинском рынках. В целом сегмент электронной коммерции в Белоруссии отстает в развитии от российского аналога на два-три года, уверяют аналитики J&PC.
По данным J&PC, озвученным ранее, объем российского рынка электронной коммерции по итогам 2013 года превысил 2 трлн руб., прирост по отношению к 2012 году составил 23%. По прогнозам iKS-Consulting, общий оборот электронной торговли в России в 2014 году вырастет на 15% до 10,9 трлн руб. (по итогам 2013 года этот показатель составлял 9,5 трлн руб.). Суммарный объем покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах в 2014 году превысит 1,4 трлн руб.
Аналитики J&PC в свою очередь прогнозируют, что к 2018 году в России объем электронной коммерции увеличится до 4 трлн руб. Самым быстрорастущим сегментом рынка является интернет-торговля, объем которой вырос до 537 млрд руб. в 2013 году. Этот сегмент рос в среднем на 42,2% в год на протяжении последних пяти лет. К 2018 году доля интернет-торговли в общей структуре отечественного рынка e-commerce прогнозируется на уровне около 40% или 1,6 трлн руб.
По состоянию на 2013 год рынок электронной коммерции Белоруссии занимает 1,15% от общего рынка розничной торговли, что почти в три раза больше, чем в 2010 году. Структура рынка смещена в сторону интернет-магазинов, специализирующихся на сегменте "техника и электроника" и "потребительские товары". По оценке аналитиков компании J&PC, в 2013 году доли интернет-магазинов данных категорий составили 28% и 27% соответственно. В структуре сегмента "техника и электроника" более половины всех магазинов занимаются продажей компьютеров и комплектующих, а также бытовой техники.
В России примерно похожие тренды в отношении покупательского спроса на технику и электронику. Так, согласно данным исследования e-Commerce User Index 2014 компании Markswebb Rank & Report, в нашей стране ежемесячно покупают товары в интернете более 20 млн человек. 33% из этих покупателей приобретают именно электронику и бытовую технику.
В республике официально зарегистрировано 6,5 тыс. интернет-магазинов, 84% которых - в Минской области и Минске. Наименьшее количество магазинов приходится на Могилевскую, Гродненскую и Гомельскую области. Возможно, из-за того, что в республике действуют официальные постановления, регулирующие деятельность интернет-магазинов. Согласно законодательству, для того, чтобы сайт считался интернет магазином, на нем должна присутствовать функция корзины, которая бы позволяла совершить заказ (покупку) и получить платежный документ или иной документ, подтверждающий покупку (приобретение) товара на сайте. Покупательский интерес у белорусов просыпается, как правило, в вечернее и ночное время. Особое внимание пользователи уделяют сравнению цен в различных магазинах.
Аналитики J&PC считают, что рынок электронной коммерции республики растет опережающими темпами, объясняя это эффектом низкой базы. Текущая оценка белорусского рынка, по их мнению, позволяет говорить о перспективах для инвестиционных вложений. В России 2013 году объем прямых и венчурных инвестиций непосредственно в интернет-торговлю составил около 442 млн руб., при этом прямые инвестиции в отрасль сокращаются по сравнению с 2012 годом, а представители онлайн-магазинов наращивают убытки.