Опубликовано

«После событий в Славянске я поняла, что в «Брусничке» работают не только профессионалы, но и герои»

Директор департамента операционной деятельности компании «Украинский Ритейл» Светлана Карпенко в эксклюзивном интервью порталу All Retail рассказала о работе сети «Брусничка» в период вооруженного противостояния в Славянске.

- Здравствуйте, Светлана. Известно, что магазины «Брусничка» одни из немногих работали в период активных боевых действий в Славянске. Это была инициатива коллективов или политика руководства?

- Безусловно, наше руководство понимало, какая важная задача стоит перед компанией – обеспечение людей продуктами и товарами первой необходимости. Но мы бы не смогли никого насильно заставить работать в таких условиях, какие сложились в Славянске. С городом потерялась практически всякая связь. Чтобы дозвониться в центральный офис управляющие поднимались на крыши магазинов, искали места, где еще был сигнал мобильного оператора. За время коротких телефонных разговоров они успевали передать сведенья, необходимые для начисления зарплаты сотрудникам и в двух словах описать положение дел.

Руководство делало все от него зависящее, чтобы обеспечить поставки продукции и оказать поддержку коллективам. Остальное – заслуга водителей, которые соглашались везти товары в зону боевых действий; заслуга персонала, который выходил на работу (даже когда другие магазины закрылись), сумел организовать торговлю, когда прекратились подачи воды и электроэнергии; и, конечно, заслуга сотрудников департамента безопасности. После событий в Славянске я поняла, что в «Брусничке» работают не только профессионалы, которые заботятся об имидже компании, а еще и герои.

- Кто-либо из работников пожелал покинуть Славянск? Какие действия предпринимало руководство, чтобы помочь персоналу?

- Из наших сотрудников город покинули единицы, и это были те, у кого уже действительно просто сдали нервы. Сразу вспоминается история, рассказанная одной из управляющих. Женщина, работающая продавцом в «Брусничке», жила на девятом этаже. Ночью сидела с ребенком при зажженной свече, а снайпер с соседней крыши выстрелом потушил огонек. С какой целью - непонятно. Наверное, ради забавы. На следующий день сотрудница собрала вещи и уехала.

Компания создала все условия для того, чтобы работники, желающие выехать из Славянска, имели такую возможность. Персоналу предложили жилье и трудоустройство в магазины сети в Харьковской области. Но практически все предпочли остаться.

В июне руководство предоставило сотрудникам луганских и славянских «Брусничек» возможность отправить детей в пионерский лагерь на целое лето. Все расходы взял на себя «Украинский Ритейл». Но из  60  детей, которых планировали вывезти, в итоге поехали только 13. Мы связывались с родителями, уговаривали соглашаться, и, как правило, получали такой ответ: «Со мной безопаснее. Я – мама. Пока я рядом, с ребенком все будет хорошо». Это не поддается никакой логике, но, наверное, все, что происходит сейчас на Донбассе, нелогично с точки зрения людей, привыкших к мирной жизни.

- В СМИ и социальных сетях периодически высказывались мнения, что все магазины в зоне боевых действий нужно было сразу закрыть. Это вынудило бы жителей покинуть опасные города, и количество жертв было бы меньше. Почему ваши магазины продолжали работать? Правильно ли это?

- Легко рассуждать о чьей-то жизни, когда ты находишься в уютной квартире и с улицы не слышно ни взрывов, ни выстрелов. Общаясь с управляющими магазинов Славянска, я заметила: у людей, которые находятся в зоне боевых действий, особое мироощущение. Им кажется, война идет везде, и даже в голову не приходит, что в другой части Украины продолжается тихая спокойная жизнь.

Никто не держал персонал в городе. Да, у нас есть обязательства перед клиентами, но в условиях, когда компания не может гарантировать безопасность своих работников, руководство даже просто по-человечески не вправе требовать от коллективов героических поступков. Не было приказов «сверху» продолжать работать при любых обстоятельствах. Это был личный выбор каждого, за который мы благодарны.

У всех оставшихся нашлись свои причины, вынудившие их поступить именно таким образом: пожилые родственники, которые не могут самостоятельно передвигаться; дом, который страшно бросить, потому что разграбят мародеры. Закрыть магазины означало бы оставить сотрудников без денег, а население Славянска - без продуктов. Многие жители города приходили благодарить наши коллективы за работу. Думаю, это главный показатель того, что в целом все было сделано правильно.

- Как повлияла стрессовая ситуация на взаимоотношения сотрудников компании?

- Люди стали сильнее, дружнее и человечнее. Сегодня сотрудники магазинов без лишних просьб и призывов оказывают помощь тем, кто в ней нуждается: собирают деньги для коллег, оставшихся без жилья, передают вещи, домашнюю утварь. Это, безусловно, радует, и говорит о том, что в компании царит атмосфера, которую нельзя купить за деньги и нельзя создать искусственно.

- Опыт Славянска как-то помогает решать проблемы в других городах, где сейчас проходит АТО?

- Приспособившись к работе в экстремальных условиях, мы сегодня можем подходить к решению многих проблем и задач системно, стараемся учесть прошлые ошибки. Но во время войны просчитать все нельзя. Каждый день меняются условия, поступает новая информация. Боевые действия вспыхивают в новых городах. Снова пропадают мобильная связь и интернет, снова приходится искать способы, как обеспечить поставки и сохранить работу магазинов, чтобы не возникало паники среди населения.

Вообще, хочется, чтобы ситуация поскорее нормализовалась и нам больше никогда не пригодился полученный в этом году опыт. Хочется, чтобы над нашими головами опять было мирное небо, чтобы все, кому пришлось уехать, поскорее вернулись домой. Сейчас это, наверное, мечта каждого человека, живущего в Украине и особенно на Донбассе.