Опубликовано

Почему собственники крупнейшего украинского производителя снеков разделяют бизнес

Компания S.I.GROUP до недавнего времени была крупнейшим производителем снэков в Украине (ТМ "Мачо", "SEMKI", "Флинт", "Козацька розвага", "KartoFan", "Морские", "Red Pistachio", "FITTO").

Совладельцами корпорации были Сергей Рыбалка и Иван Омельченко. Правда, в последнее время название компании фигурировало в прессе в основном в контексте обысков СБУ и обвинений в торговле оружием, наркотиками и в шпионаже. Что на самом деле происходило в корпорации и почему партнеры решили разойтись, Delo.UA рассказал Сергей Рыбалка, основатель новой компании S.Group. 

Сергей, уточните, какова Ваша доля в компании S.I.Group и насколько Вы вовлечены в оперативное управление компанией?

Начнем с того, что я на данный момент представляю не S.I.Group, а S.Group. Произошла реорганизация компании — часть производственных мощностей и торговых марок перешла мне, другая часть — моему бывшему партнеру.

Компании S.Group принадлежат торговые марки "Козацька розвага", "Semki", "Мачо", "RED", "FunNut", "KartoFun", целлюлозно-бумажное направление "Fantasy", "Гламур" и часть дистрибуции в Украине.

Также в моем управлении осталось продвижение продукции на некоторых внешних рынках, в том числе в Грузии и Киргизии. 

Какова Ваша доля в компании S.Group? 

Моя семья является 100% собственником компании. На протяжении многих лет отец является учредителем одного из предприятий — "Снэк-Экспорт", флагмана компании S.I.Group. 

То есть, Вы владеете 100% вместе с отцом?

Да, у нас семейный бизнес. Каждый будет отвечать за свое направление.

Раньше Вы были в партнерстве с Иваном Омельченко. Когда произошла реорганизация?

Она сейчас продолжается. Мы еще не оформили все необходимые документы. Сейчас проходит процесс передачи торговых марок. Надеюсь, все пройдет согласно достигнутым договоренностям.

А компания "Снэк-Экспорт" также прекращает свое существование?

Нет, это предприятие входит в мою часть бизнеса. В актив S.Group входят предприятия "Снэк-Экспорт", "Продэкспорт", "Чистая планета", компания по транспортным перевозкам, а также дистрибуционная компания.

Что перешло Вашему партнеру?

Ему перешла часть дистрибуции, бизнес по производству сухариков, направление товаров народного потребления — производство круп. Также продвижение на внешних рынках, кроме оговоренной выше Грузии и Киргизии. 

Если посмотреть на все активы, которые раньше были в S.I.Group, и на S.Group - то сколько процентов перешло Вам и сколько перешло Вашему партнеру?

Мы пытались соблюсти паритет по делению, соответственно — 50 на 50.

Оцените оборот Вашей части бизнеса? 

Порядка 1,6 млрд долл. 

Почему за Вами остаются именно эти торговые марки? 

Так исторически сложилось, что ряд предприятий был оформлен на мою семью, ряд предприятий — на бывшего партнера. Согласно этому юридическому признаку и было принято решение разделить бизнес. 

Когда этот процесс закончится юридически?

До конца месяца нам должны передать наши торговые марки. Думаю, что в течение сентября мы уже полностью закончим реорганизацию. 

В чем причина, почему пошло разделение?

На протяжении многих лет нам удавалось довольно эффективно работать вместе. Но на определенном этапе у нас возникли не только мировоззренческие разногласия, но и разные взгляды на развитие бизнеса.

Безусловно, кроме этого, были большие трудности при бывшей власти. А именно, серьезное давление на корпорацию. В течение января — февраля 2014 г. у нас было порядка 45 обысков СБУ. То нам подкидывали наркотики, то оружие. Заявляли, что мы не снэками торгуем, а занимаемся наркотрафиком. На самом деле, причина такой травли оказалась банальной. У нас просто хотели "отжать" бизнес. При бывшей власти это делалось "на ура".

Сергей, в своих комментариях Вы связывали эти обыски с корпорацией АТБ. Почему? 

У S.I.Group длительный конфликт с корпорацией АТБ, которая до сих пор не погасила многомиллионный долг за поставленный в сеть товар. Сейчас долг уменьшился и составляет порядка 32 млн гривень. Продукция не продается в сети с декабря прошлого года.

Все обвинения в нашу сторону со стороны АТБ, в том числе о шпионаже, это абсолютная неправда. У нас нет ни желания, ни возможности таким заниматься. 

В восточном регионе, как и в Украине в целом, АТБ — крупнейший ритейлер. Этот конфликт должен, вероятно, болезненно сказаться на бизнесе. Что Вы делали для минимизации потерь?

Безусловно, уход из крупнейшей сети болезнен для компании. Но тут затрагиваются личные вопросы. Обороты упали, но прибыльность бизнеса не снизилась.

Во сколько Вы оцениваете это падение и каким образом планируете наверстать упущенное?

Падение продаж оценить пока сложно, учитывая, что на реорганизацию компании наложились политические события. Наверстать упущенное мы планируем уже в сентябре. К концу сентября планируем выйти на запланированные показатели по объему производства и продажам. Более того, мы намерены развивать как в Украине, так и за ее пределами продвижение продукции тех сегментов, которые ранее были в S.I.Group, и которых пока нет в S.Group — это сухарики, крупы.

Вы намерены запустить собственное производство "недостающих" групп товаров? 

Конечно. Запускать новые собственные бренды и развивать те, которых нам сегодня недостает.

Что это может быть? 

Прежде всего, направление "товаров народного потребления" — крупы, рис, сахар, а также сухарики. По остальным категориям не хотелось бы говорить раньше времени. 

Когда это должно быть?

Сентябрь-октябрь.

"Недостающие" категории — сухарики, крупы — будут выпускаться под существующими брендами?

Пока это закрытая информация. В данный момент мы работаем над качеством, себестоимостью, над названием.

Не возникнет ли у Вас конфликт с Вашим партнером?

С бывшим партнером. Ну какой у нас может быть конфликт? Это же бизнес.

То есть, каждый из вас будет достраивать…

Достраивать то, чего не хватало, и победит сильнейший. 

Нас ждут жестокие конкурентные войны?

Не думаю, что жестокие. Но уверен, что конкуренция, безусловно, будет. 

В те страны, которые остались за Вашим бывшим партнером, Вы выходить не намерены? Например, в Россию.

В Россию пока не намерены, а в остальные страны будем выходить, и будем там работать. Плюс у нас есть так называемые пассивные страны. В таких странах мы присутствуем, но не продвигаем нашу продукцию активно. Это Америка, Канада, Израиль, Эмираты. Порядка 25 стран.

Чтобы производить новые категории, нужны дополнительные мощности. Вы будете их размещать на базе существующих предприятий?

Конечно. В Днепропетровской области (где размещены наши 4 предприятия — прим. ред.) у нас достаточно возможностей, площадей для того, чтобы наладить производство новых товаров.

Но чтобы закупить оборудование, скорее всего, импортное, нужны средства. Они у вас имеются?

Конечно.

Это внутренние ресурсы?

Мы не привлекаем никакие кредиты. Никогда не привлекали. Мы сейчас ведем переговоры с инвесторами, но мы заинтересованы в них не как в источнике ресурсов, а как в партнерах в развитии бизнеса, расширении покрытия сетки. Например, с инвестором, у которого есть покрытие в странах, где мы сейчас не присутствуем. 

Вы имеете ввиду дистрибуцию.

 Дистрибуция, производство. Есть предприятия, у которых сильные позиции там, где сегодня сетевая организация слабая. Там мы будем объединяться.

Сколько Вам нужно денег для того, чтобы построить новые мощности, наладить производство?

Это коммерческая тайна. Конечно, уже есть разработанные проекты. И не смотря на то, что сегодня, наверное, риск новых инвестиций больше, чем в другие времена, мы осознанно идем на эти действия. 

К слову о непростых временах. Что сейчас происходит с поставками продукции в Крым?

В Крыму есть наша продукция, но это "остатки". На данный момент отгрузки не проводим. Ранее в Крыму у нас были собственные филиалы — в Симферополе, Ялте, Севастополе, была своя дистрибуция. Сейчас все филиалы закрыты, содержать людей нет смысла. Что будет в следующем году — не известно. Скорее всего, в будущем будем работать через дистрибьюторов. 

Можете ли Вы оценить потери своей части бизнеса из-за оккупации Крыма и войны на Донбассе?

Безусловно, потери есть. Там, где спокойнее — например, в Мариуполе — мы продолжаем работать. Наш склад в Луганске разбомбили — бомба взорвалась совсем рядом. Приехали сепаратисты, разграбили склад, а остальное предложили за половину стоимости вывезти на границу с Днепропетровской областью. Я сказал, что принципиально не дам ни копейки.

Какой процент падения продаж по Донбассу?

Я думаю, 50% как минимум. Это от тех планов, которые мы ставили в начале года. 

Сказалась ли на работе компании девальвация гривни?

Девальвация гривни не могла на нас не сказаться. Часть нашего сырья и упаковки — импорт. Весь орех завозится из-за рубежа. Да и наши контрагенты рассчитываются в национальной валюте.

Вы подняли цены на 10-15% или больше?

Примерно так, но поднимая стоимость товаров, учитываем покупательную способность нашего потребителя. 

Будет ли дальнейший рост цен? 

На данный момент реализуется продукция, сырье для которой было закуплено ранее. Реализация следующих партий и их стоимость будут зависеть от курса доллара.

Как же тогда на фоне падения рынка и роста цен сохранить свою долю?

Надо развивать новые бренды. Например, сухарики не будут так сильно дорожать, как орех. Потому что сухарь — это хлеб, это не импортный товар. Надо искать ниши, чем мы сейчас и занимаемся. Когда падает платежеспособность населения — повышается спрос на более дешевую продукцию. Как только ситуация улучшается — возрастает спрос на более дорогие продукты — орех, рыба.

К слову о рыбе. А ТМ "Морские" кому отошла?

ТМ "Морские" вошла в актив моего бывшего партнера. Этот сегмент довольно сложный. Потребители сокращают потребление фасованной рыбы. Если взять весь рынок, то 70% занимает весовая и лишь 30% — фасованная.

Как чувствует себя сегмент семечек? 

Этот сегмент значительно стабильнее, поскольку сырье отечественное. Но не все так просто. В Украине сложно подобрать качественное сырье. 

У вас есть тыквенные семечки?

Да. В этом сегменте также проблемы с сырьем. В позапрошлом году, в связи с огромным спросом на внутреннем рынке, пришлось заказывать сырье в Китае.

У вас постоянные поставщики?

Да, мы предпочитаем стабильное партнерство. Со многими поставщиками заключены годовые контракты. Иногда мы их частично финансируем в период посевной.

По поводу европейского рынка. Ассоциация с ЕС что-то дает вам для бизнеса, просчитывались какие-то варианты выхода на европейский рынок?

Мы безусловно изучаем пути выхода на европейский рынок. Но он очень жесткий и своеобразный. Но Европейский рынок — далеко не подарок, это не Азия и это не страны СНГ, где мы сейчас работаем и развиваемся, и где наши бренды известны.

И более понятны… 

Однозначно. Культура потребления в Европе в корне отличается от нашей. При выборе "цена — качество", европейцы отдают предпочтение качественным продуктам. Но высокие стандарты качества европейского рынка нас не пугают, скорее наоборот — мы сами заинтересованы в создании качественных продуктов, способных конкурировать с самыми известными брендами.

А что может быть интересно европейскому потребителю?

Во-первых, в ЕС очень развит сегмент чипсов. Но там работают транснациональные игроки, очень сложно с ними бороться, если ты не предлагаешь чего-то нового. Поэтому, учитывая культуру потребления, вижу выход только один — наладить производство нового высокачественного товара. Какого именно? Сейчас мы проводим исследования, которые помогут определить правильный сегмент. Но приоритетным для нас все же остается украинский рынок и рынки СНГ. 

По поводу целлюлозной части важного бизнеса. Насколько это интересный сегмент на данный момент?

Мы занимаемся производством влажных и сухих салфеток, пакетов, платков и т.д. Сложно сейчас любому бизнесу. Эта часть бизнеса также мне досталась "по наследству" при реорганизации компании. Мощности по производству цельно-бумажной продукции находятся там же, в Синельниково. 

Я детально изучаю это направление бизнеса. Считаю, что оно имеет большой потенциал. Продукция присутствует лишь в локальных сетях, в национальных ее нет. Это первый вопрос.

Второй вопрос — смена акцентов. Ранее вся дистрибуция компании строилась вокруг снэков, целлюлозно-бумажное направление шло на вторых ролях. Это нужно менять. Мы будем развивать это направление как в портфеле брендов, так и в продажах. 

S.I.Group также занималась ранее девелопментом недвижимости. Сейчас это направление живо?

У нас до кризиса был такой сегмент, но сегодня мы завершили все проекты. Не видим в этом смысла.

В последнее время компания, по-моему, ушла от активного продвижения через медиа.

Да, было, если честно, не до рекламы. Но мы возвращаемся к этому вопросу. Мы запустили ребрендинг ТМ "Semki" в партиотичном стиле — жовто-блакитна пачка. У нас также есть программа лояльности для покупателей в торговых сетях.

Сколько вы тратили раньше на продвижение снэков?

Мы тратили до 5% от оборота. Будем оставаться в тех же рамках.

Вы в свое время были чиновником, занимали пост замминистра экологии. Были ли предложения от властей опять вернуться в русло чиновнической жизни?

Безусловно, предложения были и периодически поступают. Поэтому не исключаю своей дальнейшей политической деятельности. Но сегодня я сосредоточен на развитии бизнеса. 

Днепропетровская область — это вотчина Игоря Коломойского. Сотрудничаете ли с новой властью в Днепропетровской области?

Во-первых, то, что в области сегодня нет войны — это уже хорошо и это, я считаю, первая заслуга нынешнего руководства. Во-вторых, если моему бизнесу не мешают, то это уже помогает. На сегодняшний день наши предприятия не ощущают давления со стороны местных властей. И это очень хорошо.

На Вас выходила Днепропетровская власть, чтобы помочь армии?

Конечно, никогда никому не отказывали. Мало того, мы сами помогаем, помимо городской, областной администрации. Пару недель назад к нам обратился за помощью 20-й отдельный батальон национальной защиты Днепропетровской области (г. Синельниково). В результате мы оказали помощь в приобретении высокоточной спутниковой техники.

Кроме того, те сотрудники, которые у нас ранее работали на Донбассе, в регионах, где идут бои, переселены в Днепропетровскую и Запорожскую области. Мы обеспечили их работой и жильем. Правда, не все захотели покинуть родные места.