Опубликовано

Современные торговые площади в Польше превысили 10 млн. квадратных метров

На польский рынок коммерческой недвижимости постепенно возвращается докризисный оптимизм , – исходит из доклада «Marketbeat Польша - осень 2014» подводившего итоги первой половины 2014 года подготовленного консалтинговой фирмой Cushman&Wakefield. Анализ показывает, что оживление можно увидеть во всех секторах рынка. Общие современные торговые площади в Польше превысили 10 млн. квадратных метров.

В первой половине 2014 года в Польше было открыто 245 тыс. кв. м. современных торговых площадей, что на 20% превышает запуск торговых площадей того же периода 2013 года. До конца июня открылись 11 новых торговых центров и завершилось расширение двух существующих объектов. В отличие от прошлого года, в основном, торговые центры открываются в небольших населенных пунктах. Крупнейшим завершенным объектом стал Atrium Felicity в Люблине (на 75 тыс. кв. м). Другие галереи были открыты в таких городах, как Калиш, Кутно, Остроленка и Седльце.

Средняя доля вакантных торговых площадей в городах с населением более чем 200 тыс. жителей остается постоянной и составляет около 3%. Среди восьми крупнейших польских городов наиболее насыщенными являются рынки во Вроцлаве и Познани, а менее всего - в Варшаве и Щецине. Самые высокие арендные ставки отмечены в центре столицы и составляют от 80-90 EUR / кв.м. / месяц до 120-140 EUR / кв.м. / месяц. В остальных семи крупнейших городах арендные ставки в среднем 35-45 EUR / кв.м. / месяц, в то время как в средних и малых городах - 20-25 EUR / кв.м. / месяц, - передает portalspozywczy.pl.

Среди других видов коммерческой недвижимости стоит подчеркнуть рост популярности мини-маркетов, которые делают ставку на расширение франшизы. Основными игроками на этом рынке являются Zabka, Freshmarket, Carrefour Express и сеть Odido (открытие около 2 тыс. магазинов за последние три года), относящаяся к Metro Grоup, владельца марки Makro Cash&Carry.

В секторе пищевой промышленности, не считая мини-маркетов, расширение супермаркетов и гипермаркетов в Польше было остановлено. Очень осторожны в принятии решений о застройке новых мест также владельцы садово-строительных магазинов (DIY) и торговых комплексов. Вложение новых инвестиций просматривается среди разработчиков оutlet-центров. Началось строительство, в частности, оutlet-центра в Люблине (12 тыс. кв. м), оutlet-центра в Белостоке (13 тыс. кв. м) и расширение варшавского Factory Ursus.

- Общее предложение современных торговых площадей в 2014 году ожидается в пределах 495 тыс. кв. м., что на 24% меньше 2013 году. Необходимо помнить, что прошлый год был рекордным в этом отношении. Польская столица остается одним из наименее насыщенных городских центров в стране, но ситуация может измениться, учитывая количество новых крупных проектов, которые в настоящее время имеются на различных этапах осуществления. На вторичных объектах других рынков заметными особенностями является переизбыток доли вакантных должностей. В этих местах можно наблюдать давление со стороны арендаторов, связанное с желанием иметь высокие доходы и зависимость от генерируемого оборота, - рассказал Марк Нотзель, директор отдела торговых площадей компании Cushman & Wakefield.