Опубликовано

Директор VARUS: "Главная наша задача - почувствовать нового покупателя"

Украинский ритейл переживает не лучшие времена: падение покупательной способности, девальвация гривни, война в Донбассе, оккупация Крыма. К примеру, потери крупнейшей сети АТБ от войны на Востоке превысили миллиард гривень.

Одна из немногих сетей, которая в кризис выбрала агрессивную стратегию развития, - VARUS. В начале года компания поглотила днепропетровскую сеть супермаркетов Spar, а в марте закрыла сделку по приобретению украинских магазинов российского ритейлера Перекресток. О том, как происходит интеграция новых маркетов в компанию в сложное для сетевой розницы время, ЛІГАБізнесІнформ рассказала исполнительный директор сети супермаркетов VARUS Наталья Азюковская.

В первом квартале VARUS увеличился сразу на 23 магазина, ранее принадлежавших Spar и Перекресток. Как проходит интеграция этих маркетов в сеть?

- Мы уже имеем опыт подобных сделок. В 2012 году в нашу сеть были интегрированы супермаркеты Rainford и Цент, поэтому у нас уже есть четкий план и представление, какие ресурсы необходимы, как это сделать быстро, есть проверенные подрядчики, на которых мы можем положиться. Конечно, такое существенное увеличение сети - дело тяжелое, но абсолютно возможное.

- Какие основные сложности с координацией работы поглощенных магазинов? Оправдывает ли динамика работы сети ваши ожидания?

- Самой большой сложностью был выход в новый регион - Киев, где нас как сеть еще не знают ни покупатели, ни потенциальные сотрудники. Кроме того, ситуация усугублялась негативным отношением покупателей к супермаркетам Перекресток, работавшим на этих площадках до нас. Поэтому открытие магазинов в Киеве далось сложнее, чем запуск супермаркетов в Днепропетровске.

Влившиеся в сеть днепропетровские маркеты Spar быстро прирастают по всем показателям. Что касается бывших Перекрестков - в целом по киевским магазинам сейчас даже превышаем изначально запланированные показатели по товарообороту на 10%.

- Учитывая крайне непростую экономическую и политическую ситуацию в стране, пройдет ли интеграция безболезненно, или есть непредвиденные сложности?

- Легко, конечно, такой большой прирост сети не проходит, даже в обычных условиях. Любой кризис, как политический, так и экономический, можно рассматривать как возможности, нужно только вовремя сориентироваться и подстроиться под работу в новых реалиях. Прошлый кризис нам дал очень существенный рост покупателей, в то время как некоторые ритейлеры были вынуждены закрыться. Поэтому и сейчас мы ищем возможности - угрозы и так понятны.

- Подводили ли вы итоги полугодия? Какие тенденции можете определить?

- Это полугодие мы завершили с показателем выручки, превысившим первое полугодие 2013-го на 20%: за счет роста выручки существующих магазинов сети, частично - инфляции, и, конечно, новых открытий - за первое полугодие мы открыли 19 супермаркетов. Что касается тенденций, то если раньше сети ориентировались на быструю экспансию, то сейчас большинство ритейлеров приостановили развитие, открывая лишь те площадки, по которым были заключены договора. Также сети сокращают издержки, пересматривают ассортимент, делают акцент на сегмент социальных товаров.

- Есть ли какие-то особенности работы в разных регионах: Киев, Днепропетровск, Кривой Рог?

- У жителей разных регионов отличаются предпочтения по гастрономии, молочке, замороженной продукции. И если Днепропетровск и Кривой Рог схожи между собой по предпочтениям покупателей, то в Киеве спрос существенно отличается. Киевский потребитель более избалован разнообразием сетей и имеет больше возможностей для сравнения. Если в Днепропетровске по этому показателю наша сеть - однозначный лидер (данные исследований Nielsen Shopper trends 2014), то в Киеве нам еще предстоит большая работа, чтобы добиться лояльности покупателей к нашим магазинам.

- Как обстоят дела с работой сети в Донбассе? Закрывали магазины, ограничивали режим работы или сумели избежать сложностей - маркеты работают как обычно?

- События в Донбассе отразились на нашей сети: мы были вынуждены закрыть супермаркет в Донецке, расположенный в ТРЦ Донецк-Сити. И наш магазин, и весь центр остаются закрытыми. У нас был только один магазин в Донецкой области, и мы понесли потери, закрыв его, но они, конечно, не сравнятся с потерями других ритейлеров.

- Какие дальнейшие планы: будете осваивать новые регионы, открывать новые торговые точки?

- В этом году новые открытия мы не планируем, сейчас главная задача - почувствовать нового покупателя, сосредоточиться на операционных показателях, еще раз пристально проанализировать ассортимент, цены. К вопросу новых открытий мы вернемся в 2015 году и планируем расширять сеть в регионах нашего присутствия.

- Некоторые эксперты указывают, что сейчас маркеты проигрывают по динамике роста прибыльности и рентабельности формату "магазин у дома". Есть ли у вас планы осваивать эту нишу?

- Магазины у дома мы развивали и продолжим развивать: это действительно перспективный формат, в который мы верим. Магазины формата "супермаркет" мы обозначаем как "Varus-супермаркет", а магазины формата "у дома" имеют вывеску "Varus-маркет". 

- Среди ритейлеров стало модным предлагать услуги и онлайн-заказов с доставкой. Будете ли внедрять такую услугу?

- Мы следим за этой тенденцией. По данным исследований, пока что всего 1% покупателей делают покупки продуктов онлайн в Днепропетровске и 2,3% - в Киеве. Выход в онлайн-торговлю требует очень детальной проработки - от подбора ассортимента до обеспечения логистики. К вопросу интернет-магазина мы снова вернемся в следующем году, посмотрим, как развивался этот канал в 2015-м, и примем решение - двигаться ли в этом направлении.

- На вашем сайте размещены несколько новостей о помощи сети переселенцам и беженцам из Донбасса. Можете рассказать об этом подробнее?

- Мы действительно оказываем помощь, но для себя в компании мы решили, что не будем из этого делать PR-повод, писать релизы, рассказывать, что и для кого делаем. Текст на сайте носит чисто информационный характер и предназначен для людей, которым нужна помощь.