Индекс потребительского доверия в России вырос
Индекс потребительского доверия Nielsen в России с начала 2014 года вырос на четыре пункта, достигнув отметки в 87 пунктов по результатам третьего квартала, таковы данные последнего исследования Nielsen, мирового эксперта в области маркетинговой информации. Последний раз российский Индекс находился на аналогичном уровне в третьем квартале 2012 года.
Рост Индекса обеспечил, в первую очередь, индикатор перспектив на рынке труда: 42% респондентов в России ожидают, что они будут хорошими или отличными в ближайшие 12 месяцев (+11 процентных пункта по сравнению с первым кварталом и +8 п.п. по сравнению со вторым кварталом 2014 года). В кризисном 2009 году те, кто считал свои перспективы на рынке труда в ближайшем году хорошими или отличными, составляли лишь 19%, и сегодняшняя цифра в 42% ‒ самый высокий показатель за последние 6 лет.
"Подъем потребительских настроений, происходящий на фоне стагнации на российском FMCG-рынке, это уже обнадеживающий сигнал. Напряженная социально-экономическая ситуация пока не оказала существенного влияния на потребителей: они в большинстве случаев не сильно экономят. Однако грань между привычным потреблением и переключением на экономию очень тонкая, и производителям необходимо иметь наготове несколько предложений с хорошим соотношением "цена-качество", так как в любой момент потребители могут начать сокращать свои расходы", ‒ объясняет Марина Ерскова, руководитель практики «Управление эффективностью в местах продаж», Nielsen Россия .
Европейские потребители более сдержанно оценивают перспективы на рынке труда: их видят для себя отличными или хорошими лишь 31% респондентов (29% во втором квартале 2014 года).
Туманные финансовые перспективы
Российские потребители становятся сдержаннее в оценке состояния собственных финансов: более половины (54%) полагают, что их финансовое положение в ближайшие 12 месяцев будет не очень хорошим или плохим (51% во втором квартале 2014 года). Европейские потребители вторят россиянам: 56% характеризуют свою будущую денежную ситуацию как не очень хорошую или плохую. Наибольшую уверенность в отношении собственного достатка показывают потребители в регионе Северная Америка, где 11% респондентов находятся в ожидании отличного, а 54% ‒ хорошего личного финансового положения.
Учитывая текущий уровень цен и состояние собственных финансов, только 30% россиян говорят, что сейчас отличный или хороший момент для совершения покупок (34% в первом квартале 2014 года). В кризисном первом квартале 2009 года аналогичный показатель находился на уровне 27%, упав по сравнению с первым полугодием 2008 года на 15 п.п. Сегодня же существенного снижения показателя не наблюдается – он находится на уровне выше, чем в 3 и 4 квартале 2013 года (на 2 и 4 п.п. соответственно). "Третий квартал показал: российские потребители на кризисные явления не отреагировали. Да, настроения весьма сдержанные, но в пределах той реальности, к которой мы привыкли за последние два года", ‒ комментирует Марина Ерскова.
Готовность тратить деньги в крупнейших мировых регионах также остается невысокой: хорошими и отличными условия называют только 31% европейских потребителей и 37% латиноамериканских. В регионе Северная Америка отмечена самая высокая готовность тратить – 10% считают текущий момент отличным и 41% хорошим моментом для совершения покупок.
Все по-старому? Почти
Список ключевых беспокойств россиян второй квартал подряд возглавляет война (22%), прибавившая 6 п.п. к предыдущему кварталу и 16 п.п. к первому кварталу 2014 года. Сохранность рабочих мест и состояние экономики, традиционно главные источники тревоги россиян, отошли на второй план (12% и 10% респондентов соответственно назвали их главными источниками обеспокоенности). Страхи россиян разделяют и европейские потребители, которые волнуются о сохранности рабочих мест (14%), войне (11%) и состоянии экономики (10%).
В распоряжении свободными денежными средствами россияне приоритетов не изменили: 45% будут тратить их на одежду, 34% ‒ на выплату кредитов и займов, 33% ‒ на отпуск и отдых. Больше россиян планируют переводить свободные средства в сбережения – 31% против 26% кварталом ранее. Больше стало и тех россиян, у которых свободных денег попросту нет – 14% против 11% кварталом ранее.
Большая часть европейцев традиционно признаются в том, что свободные деньги переводят в сбережения (36%). Покупка одежды – второй приоритет в расходовании свободных средств (32%), отпуск и отдых – третий (30%). В отсутствии свободных средств признались 19% европейских потребителей (20% во втором квартале 2014 года).
Об исследовании
Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey and Spending Intentions) проводилось с 13 августа по 5 сентября 2014 года. Всего было опрошено более 30 тысяч потребителей из 60 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки. Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количество пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности Интернет-потребителей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов Интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 3500 респондентов. Исследование глобального потребительского доверия Global Consumer Confidence Survey было начато в 2005 году.