Розничные продажи упали до пятилетнего минимума
Украинцы сокращают покупки до минимума. В январе-октябре розничные продажи упали на 6,8 % по сравнению с этим же периодом прошлого года, сообщила вчера Государственная служба статистики. Это наибольший спад розничного товарооборота со времен кризисного 2009 г.
Восточный мотив
Вполне ожидаемо розничные продажи снизились в Донецкой и Луганской областях. Падение товарооборота за десять месяцев здесь составило 31,9 % и 40,3 % соответственно. Население этих двух регионов, в том числе и зоны вне АТО, столкнулось с невыплатами зарплаты. В начале года общий объем задолженности перед работниками предприятий в Донбассе составлял менее 160 млн грн, на сегодня он превысил 1 млрд грн. К тому же в этих регионах население вынуждено экономить на фоне новостей о грядущем прекращении социальных выплат на занятой боевиками территориях - сообщает Капитал.
Впрочем, объем торговли падает не только здесь. Из отчета Госстата следует, что лишь семь регионов из 24 областей сохранили или приумножили темпы торговли по сравнению с прошлым годом, тогда как остальные 14 и Киев получили спад в продажах. Этому «способствовал» рост цен, спровоцированный обвалом гривни. С начала года индекс потребительских цен вырос на 19 %, тогда как, например, средняя зарплата — только
Отложить покупки
Спад продаж по итогам десяти месяцев оказался меньшим, чем прогнозировали некоторые эксперты. «Я ожидал более глубокого падения в ритейле не только по причине инфляции и девальвации, но по причине неуверенности потребителей в завтрашнем дне», — говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко. По его оценке, спад должен был составить порядка 10 %.
Но и при текущем падении торговли бизнес вынужден закрываться. К примеру, по данным компании AUTO-Consulting, в условиях падения авторынка, который за три квартала просел на 53 %, трейдеры закрывают автосалоны. «Собственники оказались перед дилеммой: либо продолжить работать с убытками, либо закрыть автосалон», — сказано в сообщении AUTO-Consulting.
Несмотря на затянувшийся спад продаж в рознице, в октябре потребительские настроения украинцев несколько улучшились по сравнению с сентябрем, пришли к выводу в компании GfK Ukraine. Опрос для ежемесячного индекса потребнастроений зафиксировал, что несмотря на падение индекса текущего личного материального положения до самого низкого с 2009 г. уровня, индекс его ожидаемых изменений вырос. Впрочем, эти данные исследователи собрали до очередной волны обесценивания нацвалюты, пришедшейся на первую половину ноября. С начала года она девальвировала уже на 100 %.
До последнего времени не были реализованы и риски того, что ритейл уйдет в тень. В противном случае было бы более глубокое падение, добавляет Олег Устенко. «Но это не означает, что эти риски не будут реализованы до конца года. Потребители будут стараться экономить, а продавцы — предлагать товар по серым схемам, особенно это касается импортной продукции. — говорит Устенко. — В таком случае падение продаж по официальной статистике будет гораздо больше».